Минобрнауки России подготовило рекомендации, как следует организовать присмотр и уход за детьми в группах продлённого дня, и считает целесообразным эти рекомендации разместить на официальных сайтах и информационных стендах школ. Не зная, как отреагирует на это администрация учебных заведений, мы, в свою очередь, посчитали важным познакомить родителей (дедушек, бабушек, опекунов…) с этим важным документом.
Со ссылками на нормативно-правовые акты Минобрнауки России разъясняет, как должно быть организовано питание детей в продленке, каким должен быть режим дня, какие требования предъявляются к санитарному содержанию помещения группы.
Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в продленке прописываются в договоре между родителями и школой.
Учредитель школы (региональные или муниципальные органы власти в сфере образования) вправе установить плату за присмотр и уход за детьми в продленке. В ее размер запрещено включать расходы на реализацию общеобразовательных программ и содержание недвижимого имущества школы (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.).
Учредитель должен разработать нормативный акт о предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми в группе продлённого дня, где указать перечень услуг, методику расчета их стоимости, категории льготников. Также в нем приводится модель договора между родителями и школой.
Учредитель может снизить размер платы за продленку или не взимать ее с отдельных категорий родителей (многодетных и социально незащищенных семей, одиноких родителей, беженцев, безработных и др.).
Необходимо разъяснить родителям, что школы помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в продленке вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем).
Также обращается внимание, что плата за продленку должна обеспечивать только возмещение расходов и не может быть источником прибыли для школы.
Это – краткий пересказ документа. Для особо любопытствующих приводим из него еще несколько моментов.
Итак, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования направлены в учебные заведения ПИСЬМОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ от 24 сентября 2014 г. N 08-1346.
Согласно этим рекомендациям, например, питание в ГПД (группах продленного дня) должно быть таким: помимо завтрака во время учебных занятий предусматривается двухразовое питание детей: обед — в 13-14 часов, полдник — в 16-17 часов.
Хозяйственно-бытовое обслуживание детей включает соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД (очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция и пр.).
Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:
организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей; организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей; организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий); организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.
Также в этом документе даны рекомендации по недопущению незаконных поборов с родителей:
«Так как общеобразовательные организации являются некоммерческими организациями, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Родительская плата за ГПД должна обеспечивать только возмещение расходов общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД.
В целях недопущения в общеобразовательных организациях незаконных сборов денежных средств и обеспечения полноты реализации Федерального закона рекомендуется:
организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворённости родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных услуг;
организовать регулярную разъяснительную работу с педагогическим сообществом и родительской общественностью по вопросам осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД;
обеспечить оперативное освещение в СМИ порядка применения норм Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” в части создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД.
На федеральном уровне Минобрнауки России организовано проведение мониторинга предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД; создан специальный сервис обратной связи для сообщений граждан:
net-рoboram@mon.gov.ru.
(Подготовлено по материалам ИА «Гарант»).