Сегодня:

В один из величайших православных праздников, День Кирилла и Мефодия, который утвержден еще и как День Славянской письменности, в Новочеркасске был открыт памятник нашему земляку, одному из величайших умов 20-го столетия и сподвижнику христианской веры Алексею Федоровичу Лосеву. Инициаторами установки памятника стали Администрация города и  благочинный Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, получивший в этот день высокое звание Почетного гражданина г. Новочеркасска. Кстати, это один из первых случаев, когда Почетным гражданином становится священнослужитель. А может быть и самый первый случай в новейшей истории России, так как нам не удалось отыскать других свидетельств аналогичного события. Памятник А.Ф. Лосеву установлен на территории Свято-Михайло-Архангельского Храма.921

Кто же такой Алексей Федорович Лосев, имя которого даже сейчас неизвестно подавляющему большинству горожан? Когда знакомишься с историей его жизни, сразу возникает закономерные вопросы: почему деяния и труды этого величайшего человека не получили достойной известности среди современников и потомков? Почему мы знаем всяких чубайсов и черномырдиных, а имена тех, чей вклад в мировую культуру воистину неоценим, остаются в тени? На этот вопрос каждый читатель найдет ответ сам.

Алексей Лосев родился в Новочеркасске в 1893 году в семье донских казаков. В 1915 году он окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум специальностям – философии и классической филологии, а в 1929 году он вместе с супругой тайно постриглись в монахи от афонских старцев, приняв монашеские имена Андроник и Афанасия. С тех пор жизнь Алексея Федоровича стала не только служением русской культуре, но и христианской вере. К сожалению, в те сложные времена, такой род деятельности не приветствовался, и сподвижнику пришлось перенести целый ряд трудностей и лишений. Был среди них и лагерь, заключенные которого строили Беломорско-Балтийский канал. Там он практически полностью потерял зрение, которое лишь с годами смогло частично восстановиться.

Математик и философ, музыкант и филолог, Алексей Лосев не на миг не переставал творить и развиваться. Ему запретили преподавать философию – он пошел работать в Нижнегородский университет, а затем в Московскую консерваторию. После ссылки работал в МГУ, Государственной академии художественных наук, Государственном институте музыкальной науки. С 1944 года Лосев занимает должность профессора Московского государственного педагогического института. После смерти Сталина у него появляется возможность публиковать свои работы.

Вот тут и появились на свет труды, которые напрочь изменили традиционные представления о некоторых аспектах науки философии. В библиографии Алексея Федоровича более 800 произведений, причем более 40 из них монографии. Уже в шестидесятых годах вышел первый том «История античной эстетики», после чего один из современников автора сказал: «Лосев сделал для античности, то, что Лихачев сделал для древнерусской культуры» (Д.С. Лихачев – автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы и культуры, особенно древнерусской). Кроме этого, Алексей Федорович был автором переводов Аристотеля, Платона, Секста Эмпирика, Прокла и многих других. Уникальнейшими книгами этого автора можно назвать «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Музыка как предмет логики» и многие другие. Мозг гения старался решить задачи такой глубины, которую до сих пор не может осмыслить большинство научных умов.

Поневоле поражаешься силе полуслепого человека, который мог сформировать целое направление в прикладной философии, философии музыки и художественных форм. И открытие памятника нашему гениальному земляку в Новочеркасске – это не просто дань уважения и признание заслуг, это восстановление исторической справедливости по отношению к одному из величайших сынов Донской земли.

Виктор Жженов.