Нынешний год богат на печальные юбилеи. 75 лет назад началась Вторая мировая война. Официальная дата ее начала — 1 сентября 1939 года, что, на мой взгляд, не вполне справедливо. К этому моменту кровь уже лилась в трех частях света. Горели Испания и Абиссиния, полыхал Китай. Немецкий ирредентизм привел к значительному увеличению территории Третьего Рейха. Советский Союз вступил в войну 11 мая, когда отряд японской кавалерии атаковал монгольскую пограничную заставу на высоте Номон-Хан-Бурд-Обо. Это сложное для европейца название вошло в западную историографию для обозначения последующих событий. В отечественных анналах и нашей памяти навсегда остался другой географический объект – извилистая и мелководная речка Халхин-Гол.
Я тщетно пытался найти хоть какое-то упоминание о военных действиях в майских номерах газеты «Знамя коммуны» за 1939 год. Пресса молчала. И только через полтора месяца боев появилось первое сообщение ТАСС.
По данным, полученным из штаба монгольско-советских войск в МНР, 26 июня японская авиация численностью около 60 истребителей вновь нарушила границу в районе озера Буир-Нур. На территории МНР в районе Монгольрыба завязался воздушный бой, в котором приняли участие 50 советско-монгольских самолетов.
Бой продолжался около двух часов, носил упорный характер и закончился разгромом японской авиации, которая бежала с поля боя, преследуемая советско-монгольскими истребителями до района Ганчжур.
В бою уничтожено 25 японских истребителей. После боя не возвратились 3 советско-монгольских истребителя, розыски которых продолжаются.
Авиация несла значительные потери, несмотря на то, что командование РККА послало в Монголию настоящих асов во главе с героем Испании Яковом Смушкевичем.
По данным штаба советско-монгольских войск, 27 июня отмечено новое нападение японо-манчжурской авиации на территории МНР в районе Тамцак-Булак, отстоящем от границы на 120 километров. Количество японо-манчжурской авиации составляло около 80 истребителей и 30 бомбовозов. В результате кратковременного столкновения сбито 7 японских самолетов (из них 2 бомбардировщика). Из состава советско-монгольской авиации не вернулось на свои базы 6 самолетов, которые разыскиваются. От бомбардировки пострадали два домика в Баин-Тумен, при этом было ранено 5 человек.
В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС
Японская провокация продолжается
28 июня с.г. японо-манчжурская авиация в составе 15 бомбардировщиков, под прикрытием истребителей, снова нарушила границу МНР в районе озера Буир-Нур. Встреченные зенитным огнем артиллерии и монголо-советскими истребителями, японо-манчжурские бомбардировщики, сбросив без всякой цели несколько бомб, не приняв боя, ушли на территорию Манчжурии. Огнем зенитной артиллерии сбито два японо-манчжурских самолета, упавших на территории МНР.
С подачи советской прессы к событиям на Халхин-Голе намертво приклеилось слово «провокация», что не соответствует сути происходящего и снижает значение этого конфликта в глазах потомков. Разумеется, у японцев не было нужды провоцировать РККА на ответные действия. Это была откровенная агрессия с целью захвата новых территорий и изменения границы между Монголией и Манчжоу-Го.
Действительная граница между МНР и Манчжурией в районе озера Буир-Нур
В оправдание своих провокационно-захватнических действий в отношении Монгольской Народной Республики японо-манчжурские власти в своих сообщениях утверждают, что границей между Монгольской Народной Республикой и Манчжурией в районе восточнее и юго-восточнее озера Буир-Нур служит река Халхын-Гол.
В действительности же по официальным картам, граница МНР с Манчжурией всегда проходила в этом районе не по реке Халхын-Гол, а восточнее этой реки по линии Хулан Улийн Обо и Номон Кан Бурд Обо.
Это же подтверждается картой № 43 китайского альбома, изданного в 1919 году в гор. Пекине Генеральным Директоратом Почт Китая.
На этой линии со дня образования МНР и до последних дней находились посты пограничной охраны МНР. До начала событий эта граница МНР с Манчжурией, проходящая восточнее реки Халхын-Гол, никем, в том числе и японо-манчжурской стороной, не оспаривалась.
Утверждение японо-манчжурской стороны о прохождении границы МНР с Манчжурией по р.Халхын-Гол никакими документами не подтверждается и является сплошным вымыслом, придуманным японской военщиной для оправдания своих провокационно-захватнических действий.
Эти события до сих пор пребывают в тени последующих великих сражений, хотя они оказали колоссальное влияние на расстановку сил во всем мире. Критики пакта Молотова-Риббентропа, вообще не желают о них помнить и не замечают очевидного факта: печально знаменитый договор готовился и подписывался в то время, когда Советский Союз находился в состоянии войны с одним из самых агрессивных и могущественных государств в мире. Кстати, во время этой войны Великобритания и Япония благополучно подписали соглашение Арито-Крейги, по которому Объединенное Королевство признавало японские захваты в Китае, а значит, развязывало японцам руки в Манчжурии.
Агентство «Радио» о японской военной деятельности в Манчжурии
По сообщению агентства «Радио» переданному из Гонконга, японцы в спешном порядке доставили подкрепления в Манчжурию. В Манчжурию переброшены, в частности, некоторые японские части из Северного Китая.
Агентство пишет: «Переброска японских войск, а также сообщения, поступающие от иностранцев, прибывающих из Тянцзиня и Манчжурии, указывают на то, что сражения, происходившие в последнее время вдоль реки Халха на Монголо-Манчжурской границе, имели значительно более широкий размах, чем это указывалось в японских официальных фронтовых сводках. По заявлениям путешественников, японские военные госпитали в Харбине переполнены, а значительное число школ превращено во вспомогательные военные лазареты. Иностранцы, прибывающие из Манчжурии, единодушно свидетельствуют, что сражения на Монголо-Манчжурской границе были весьма упорными и крупными. Свои утверждения иностранцы обосновывают тем, что японцы предполагают перебросить командующего японскими войсками в Северном Китае Сугияма в Манчжурию для руководства операциями на монголо-манчжурской границе, а нынешний японский военный министр генерал Итагаки возможно заменит Сугияма на его посту».
К счастью, война быстро закончилась блестящей победой советских и монгольских войск. Взошла звезда великого Жукова, а Япония впоследствии так и не решилась открыть фронт против СССР.
Александр Пряжников