Как обратиться к незнакомой женщине или мужчине? Порой мы, чтобы уйти от неловкой ситуации, говорим, проглотив обращение «….не могли бы вы?» или « ….вас не затруднит?..».
И все же должно быть стандартное обращение. Зачастую в автобусе я слышу: «Женщина, вы выходите?..», а в магазине: «Девушка, чем я могу вам помочь?».
Распространенное в советское время обращение «товарищ», а также «гражданин» («гражданка») заменили на обращение «господин» («госпожа»). Однако обращение «господин» («госпожа») носит все же официальный характер и употребляется вместе с фамилией.
Именно так, вместе с фамилией я и употребила обращение «госпожа К.» в одном из номеров газеты. И, о ужас! этим, как оказалось, оскорбила ….героиню публикации.
Ну, как тут не вспомнить Михаила Булгакова, «Собачье сердце»?
Помните, как представители домкома, во главе с Швондером отвечали профессору Преображенскому. Вот их классический диалог:
— Во-первых, мы не господа.
— Во-первых, вы мужчина или женщина?
— Какая разница, товарищ?
— Я — женщина…
— Я не господин. Господа все в Париже.
— И уж, конечно, какие мы вам товарищи! Где уж. Мы понимаем-с!
Мы в университетах не обучались.
Гете же говорил о существовании двух мирных форм насилия: это закон и приличия.
Гражданка К., позвонив по телефону и высказав свои, сродни булгаковским героям претензии, заявила, что вовсе не госпожа, т.к. происходит из рабоче-крестьянской семьи. И, возможно, отторгая приличия, а может быть, ставя перед собой высокие цели, товарищ К. кричала в телефонную трубку, что она меня РАЗМАЖЕТ!…
Такие слова типа «размажу», «разотру» — мне приходится периодически выслушивать от господ-граждан-товарищей, не знакомых с приличиями, о которых говорил И.Гете.
Не беда, я воспринимаю это как некую форму «морального пилинга», который позволяет обновиться и продолжить беседу с читателями. С теми, кто читает, с теми, кто не стесняется своего образования и воспитания, с господами Читателями не только нашей газеты, а с теми, благодаря которым интеллектуальная узость у нас в стране все-таки не ширится.