…Я вспоминаю Ростов своей юности. Шуршание троллейбусов по асфальту ул. Энгельса, которое будило меня утром. Пора идти в зелёный и тенистый сквер им. Кирова, готовиться к вступительным экзаменам. Зелёные скверы, троллейбус, трамвай – визитные карточки Ростова в 50-60-70-е годы. Сейчас многое изменилось, но скверы, троллейбус и даже трамвай остались, обеспечивая людей доступным транспортом.
Новочеркасск, конечно, уступает Ростову по площади, по количеству населения и зелёных скверов, хотя пока ещё есть роща и сохраняются две линии трамвая – транспорта, сравнительно с автобусным дешёвого, экологически чистого, что для нашего города особенно актуально. Общеизвестный факт, что Новочеркасск входит в число наиболее загрязнённых городов России. Воздух в нашем городе отравлен ядовитыми выбросами, провоцирующими рост заболеваемости органов дыхания, аллергией и т. п.
В последнее время начался зондаж общественного мнения по поводу сохранения в городе экологически чистого электротранспорта. Удивляет сама постановка вопроса. Говорить нужно не о том, быть или не быть единственному в Новочеркасске экологически чистому виду транспорта, а о направлениях развития трамвая. Ни для кого не является секретом сложная транспортная ситуация на спуске Герцена. Когда появится (и появится ли вообще) обещанный второй автомобильный мост – неизвестно. Добраться без пробок по маршруту Посёлки – Азовский рынок можно только трамваем. Да и маршрут Черёмушки – Азовский рынок не теряет своей актуальности для многих жителей города, особенно пенсионеров. Городским властям следовало бы задуматься о закольцевании этих маршрутов. Вместо этого нам предлагают обсуждать вопрос, как быстрее избавиться от трамвая.
Но ради чего всё это? Все факторы необходимо взвесить на весах. На одной чаше – экология, экологическое благополучие граждан (зелёные насаждения, экологичный электротранспорт). На другой – некие коммерческие интересы. В нашей экономической системе, к сожалению, всё определяет сиюминутная корыстная выгода. Новочеркасский трамвай – это огромный имущественный комплекс. Это значительная территория трампарка и одноэтажной застройки ниже него. Что с ней сделается в случае ликвидации трамвая? Скорее всего, эта собственность будет распродана, растащена, расхищена разнообразными дельцами. В недавней истории нашего Новочеркасска был один градоначальник в генеральских погонах, при котором ничего не создавалось, а только продавалось. Результаты его правления до сих пор негативно сказываются на жизни горожан. Зачем повторять прежние ошибки? Я призываю городские власти не становиться «могильщиками» рощи, трамвая и других социально значимых объектов Новочеркасска.
С уважением, доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой экономики водного хозяйства НИМИ
А. П. Москаленко