Шел 1941 год. Ничего не предвещало беды. Все улыбались, радовались жизни. Особенно мы, дети жили беззаботно, были окружены лаской, любовью, заботой папы и мамы, старших братьев.
И вдруг!!! Черное небо над головами. Ярких солнечных лучиков уже не было так заметно.
ВОЙНА! – это самое страшное для нас – деток, для народа, для страны. Враг вероломно напал на нашу державу. Папа и два брата пошли защищать нашу Родину. У мамы нас было трое девочек. Мне было 7 дет, сестре – 3 года и младшей – 1 месяц.
Мама была в ужасе: что делать? Как дальше жить? В доме нет мужчины, распилить, расколоть полено дров некому, принести в дом воды. Маму видели в слезах, усталую, хотя она пыталась скрыть от нас свое горе. Но, не теряя силы духа, она преодолевала все это, ложилась поздно, вставала рано. Ждала весточек от мужа и сыновей и молилась богу, чтобы господь их спас.
От папы получаем короткое письмо – едем, от фронта 70 км. Это было первое и последнее письмо. Позднее получили похоронку. Горе обрушилось вдвойне на нас. Мы сироты и больше никогда не увидим отца, его улыбку, его заботу о нас, а мама не увидит мужа.
Но шли годы, мамочка наша была сильной женщиной. Я помню, она вязала носки, сушила сдобные сухарики и отсылала посылки.
Старший брат был командиром, редактор военной газеты, младший – рядовой. Война давала свои отголоски: тот погиб, другой погиб…Но жизнь продолжалась, мы подрастали, мама меня во время летних каникул устроила на работу – пасти цыплят и поросят. Я на пригорочек лягу и засну . Один теленок сгрыз мой платок, а поросята разбежались кто-куда. Я со слезами бегаю, их ищу, мне 9 лет.
А в 10 лет меня впервые посадили на лошадь. Дали самую спокойную лошадку «ласточка» звали. Мы с ребятами поехали в поле боронить, я еду сзади самоуверенная, спокойная, ребята постарше на год-два от меня. И вдруг из-за кустов вылетает воробей и моя Ласточка брык – и я слетела с лошади на землю. Но все обошлось нормально. В моей памяти не осталось, как я снова забралась на лошадь, рабочий день прошел нормально, мы выполнили план, но боронить меня больше не посылали. Но зато возила несколько раз навоз в поле.
Детство оставалось детством. В 10 лет ходили в лес за грибами и малиной, но с нами обязательно кто-то был старший.
Мама, уходя на работу, нам давала задание и за младшей сестренкой присмотреть, в доме навести порядок, полить огород . Средней сестричке 6 лет уже было. Все вроде было бы нормально, но начался голод, корову нашу забрали, заканчивались последние запасы муки.
Мама ходила в поле, откапывала мороженную картошку и с лебедой ее мешала, пекла нам лепешки, черные, сухие, кажется горло и сейчас от тих дерет.
Это было страшно. Голод!Мы жили в Кировской области, не видели, не слышали разрывов снарядов, стрельбы. Больше переживали за маму. Переживет она с нами этот голод?
Но мама оказалась очень сильной, она все пережила, согревала нас своей большой любовью как могла.
От старшего брата получили весточку и фотографии из госпиталя. Сколько было радости, что он жив! Был в кольцевом окружении фашистами, всех фашисты убили, брат был командиром отряда, его контузило и доставили в госпиталь.
Как мы ждали почтальона с хорошей весточкой. У нас из деревни никто не вернулся кроме моего брата. Он дошел до берлина Черных Михаил Федорович и был награжден за Победу над фашистами.
9 мая 1945 года закончилась война. Это было непередаваемое чувство радости, но и горести, кто не вернулся, а не вернулся ни один сын, отец, кроме моего братика Мишеньки, его уже нет на этом свете, раны, эхо войны оборвало его жизнь.
Остались сын, дочь, у них уже дети, а у детей внуки.
Вот и проходит вся наша жизнь в заботах, хлопотах, порой забываешь о себе.
Мама молилась Господу богу за их спасение, за спасение своих сыновей.
Я в конце хочу выразить благодарность нашим героям, их осталось уже немного. Дай вам бог здоровья уважаемые Ветераны ВОВ! С праздником, Вас, Победы!
Мне 80 лет, у меня 2-е детей, 4-ро внуков и 5 правнуков. Я счастливая баьушка
С уважением, Бабанова Юлия Федоровна
Ул.Севастопольская 20, кв.22.