Экологическая безопасность Юга России напрямую связана с состоянием водных ресурсов южных регионов нашей страны. На наш взгляд современное состояние Азовского моря нуждается в целом комплексе мер без которых мы можем «потерять» этот уникальный природный объект.
Бассейн Азовского моря, по существу, является началом Черноморского пространства. Из общего числа населения ОЧЭС (330 млн. чел.) – 30 млн. проживают на территории водосбора бассейна Азовского моря, из них, 20 млн. – в России и 10 млн. – в Украине. Территория водосбора Азовского моря занимает 0,5 млн.кв. км в России, на которой полностью или частично расположены 16 субъектов (республик, краев, областей) и 0,1 млн.кв. км с 6 субъектами Украины (республика Крым и 5 областей востока страны).
Судьба Азовского моря повторяет экоцид Аральского моря. Все соглашения между двумя державами по трансграничным проблемам не дают эффекта снижения деградационных процессов. Экономические связи значительно уступают отношениям обеих стран с другими государствами. Эксплуатируя территорию водосбора единого для обеих держав, государства не создали ни одной координационной структуры, согласовывающей хозяйственные поступки природопользователей. Уроки Аральского экоцида в центре Азии не усвоены на востоке Европы.
Специалисты обеих стран Украины и России, анализируя опыт мирового сообщества в решении аналогичных проблем странами всех континентов, предлагают свои рекомендации решения проблемы, а именно – создание Агентства Устойчивого Развития АЗОВИИ (АУРА) – совместного российско – украинского центра координации и управления технологиями борьбы с деградационными процессами.
Первым шагом в этом направлении можно считать создание в 2010 году межгосударственной структуры Еврорегион «Донбасс», в состав которого вошли Ростовская и Воронежская области России, Донецкая и Луганская области Украины. Очевидно, что названные области составляют лишь небольшую часть территории водосбора Азовского моря. Проблему можно решать лишь при участии всех субъектов России и Украины, участвующих в загрязнении территории суши и акватории моря. Отсутствие координирующего межгосударственного центра для решения проблем Азовского моря, основная причина несогласованности природоохранной политики в этом регионе Европы.
Водосбор территории бассейна Азовского моря имеет природное, гидрографическое районирование, в которое входят: водосборы р. Дон, р. Кубань, рек северного Приазовья, рек западного Приазовья (полуостров Крым) и, собственно, акватория моря. Все гидрографические районы имеют свою природную и антропогенную специфику, обусловленную природными и хозяйственными условиями.
Реальный ущерб и негативный вклад в деградацию Азовского моря наносят как регионы России, так и регионы Украины. Волгоградская и Ростовская области ответственны за состояние Цимлянского водохранилища, Воронежская и Ростовская области содержат атомные станции и города – миллионники вместе с их промышленными и хозбытовыми стоками. В Краснодарском крае повышается урожайность рисовых систем за счет использования ядохимикатов (аналогично хлопководству в Средней Азии). В Украине серьезными факторами загрязнения и деградации бассейна «АЗОВИИ» являются: 1) все виды стоков 2-х миллионного Харькова и области; 2) промстоки перенаселённого Донбасса; 3) дренажные стоки Северо-Крымского канала, питающие грунтовые воды, которые засоляют и заболачивают близлежащие территории; 4) подтопление и загазованность метаном территорий ликвидируемых шахт.
Ориентировочная экспертная оценка состояния геосфер на территории водосбора и акватории Азовского моря, районированным по бассейновому принципу показывает, что наиболее низкие оценки качества имеют бассейны Северского Донца и Северного Приазовья. Самыми чистыми являются территории бассейнов Верхнего Дона и горной части Кубани (таблица). Таким образом, экологическая обстановка на территории водосбора и акватории Азовского моря, как минимум, не стабилизирована, а по сути, продолжает деградировать.
Неполный перечень состава и условий деградации водной среды однозначно указывает на «природопользовательский» подход к использованию природных ресурсов на территории водосбора, то есть как к ресурсному складу, из которого усиленно черпают уголь, соль, ртуть, стройматериалы, гумус, биоресурсы рек и человеческий фактор. Названные ресурсы в основном не возобновимы и их истощение уже отрицательно сказывается на жизни населения территории бассейна Азовского моря. Прекращение добычи угля на десятках шахт Донбасса на территории Украины и России резко ухудшило качество жизни населения в этих районах. Недавно процветающий регион Советского Союза стал одним из неблагополучных в экономическом, экологическом, социальном и демографическом положении. Неблагополучие продолжает усугубляться. Нет институтов и структур ни в России, ни в Украине, которые конкретно и целенаправленно решали проблемы деградации этого региона.
Приведенный краткий анализ состояния территорий бассейна Азовского моря требует мер срочного вмешательства, а именно создания транснациональных управленческих структур. Наиболее близкий пример – недавно созданный еврорегион «Донбасс», который соединяет Ростовскую и Воронежскую области с двумя областями Украины (Луганскую и Донецкую) и имеет возможность расширения с включением соседних областей обеих стран. Но это только небольшая часть бассейна Азовского моря.
Трансграничное объединение по бассейновому принципу имеет объективную природную основу. По такому направлению идет мировое сообщество. В Российской Федерации осуществляются:
Программа экологического оздоровления- бассейна Днепра (ПРООН –ГЭФ);
Ассоциация «Большая Волга» — бассейновое объединение в составе 39 субъектов России и сопредельных субъектов Казахстана;
Межгосударственное соглашение «Каспий» (Россия,- Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Иран);
Межгосударственное- соглашение «Балтика» (Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия);
Московско-Окским управлением федерального агентства- водных ресурсов РФ в бассейнах трансграничных рек Днепр и Западная Двина намечаются совместные российско-белорусские и российско-белорусско-латвийские работы; формируется Еврорегион «Даугава-Западная Двина». С обретением статуса Еврорегиона там планируется свободная экономическая зона с упрощением таможенных процедур, визового режима, снижением транспортных тарифов.
В 2011- году подписан Меморандум трех областей Украины (Донецкая, Луганская, Харьковская) и двух России (Ростовская, Белгородская) о придании межгосударственного статуса Программе по Северскому Донцу. Харьковский институт экологических проблем разработал межгосударственную программу оздоровления Северского Донца, которая подписана в 2012 году.
Российско-украинского бассейнового соглашения по созданию объединения «АЗОВИЯ» — НЕТ. То, что делается по Северскому Донцу – это, всего лишь локальный фрагмент проекта «Экосоюз АЗОВИЯ — XXI ВЕК». В Еврорегион «Донбасс» исходно заложен не бассейновый, а административный принцип, не отвечающий природным реалиям и мировым стандартам. Договоры и соглашения между Россией и Украиной не работают из-за отсутствия единого центра координации и управления единым для обеих стран природным объектом.
Специалисты России и Украины, принимающие прямое участие в современных условиях застойного «развития», видят пути вывода систем эксплуатации окружающей среды, в том числе бассейна Азовского моря на технологии природообустройства.
В качестве одного из вариантов ближайших действий предлагается создание единого, российско-украинского, Азовского центра координации системы перевода действующей практики природопользования на инновационное природообустройство. Инструментом предлагаемого перевода планируется создание «Агентства Устойчивого Развития АЗОВИИ (АУРА)» — единого совместного российско-украинского центра управления.
Области, входящие в Еврорегион «Донбасс», географически расположены в зоне аккумуляции всех видов сбросов со стороны субъектов, находящихся выше по течению реки Дон и других рек водосбора Азовского моря, т.е. они являются потребителями суммы всех видов загрязнений. В связи с этим актуальным является постановка вопроса о расширения территории Еврорегиона «Донбасс» до площади водосбора бассейна Азовского моря.
Основные цели и этапы создания и деятельности предлагаемой структуры.
1. Первый шаг: организация совместной российско-украинской «рабочей» группы по решению проблем Азовского бассейна в рамках объединения Черноморского экономического сотрудничества — АУРА.
2. Создание межгосударственного фонда «Устойчивое Развитие АЗОВИИ».
3. Разработка Генеральной схемы организации природообустройства территории водосбора и акватории бассейна Азовского моря.
4. Организация сети мониторинга и управления развитием геоэкосистемы «АЗОВИЯ».
5. Разработка межгосударственного документа «Азовская бассейновая конвенция» — стратегии эколого-экономического развития АЗОВИИ.
6. Вовлечение в исполнение перечисленных работ ведущих специалистов, администраторов всех уровней, депутатский корпус обеих сторон, общественные организации, деловые круги, СМИ и др.
7. Создание набора информационно-рекламных материалов на современных носителях и, прежде всего, электронных и картографических (атласы геоэкополигонов на основе ГИС).
8. Перевод нормативной базы оценки состояния экосистемы обеих сторон на международные стандарты ISO, ориентируемые на внедрение наиболее прогрессивных технологий.
9. Организация систем управления по технологиям «обратной связи», т.е. с учетом реакции природной среды на действия хозяйствующих субъектов и своевременных доработках технологий.
Планируемые результаты:
1. Создание научно-технологической базы организации перевода систем природопользования на парадигму природообустройства на трансграничных территориях АЗОВИИ.
2. Эволюционное приведение экономических связей на эколого-экономические, гармонизирующие с реальным состоянием окружающей среды.
3. Организация экспериментального бассейнового подхода к эколого-экономическому развитию геоэкосистемы бассейна Азовского моря с учетом уроков экоцида Аральского моря, практики работы Ассоциации «Большая Волга» и проекта «Возрождение Днепра», приграничных с АЗОВИЕЙ бассейнов.
4. Разработка и внедрение принципов «глобального управления» на основе анализа действующих трансграничных систем управления бассейновыми структурами на всех континентах: «Рейн» (Франция, Германия), «Одра» (Чехия, Польша, Германия), «Великие Озера» (Канада, США), «Парана» (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), «Дунай» (11 стран Европы), «Нил» (страны водосбора р. Нил) и др.
5. Подготовка и предоставление реальных результатов внедрения рекомендаций итоговых документов саммита РИО+20, достижений России и Украины на саммит РИО+30.
Данилов В.В.
Нырков Е.А.
Ивантей М.И.