Сегодня:

«Я помогаю детям!» — эта надпись на ярко-жёлтых майках двух девушек сразу бросалась в глаза. Во всяком случае тем, к кому эти девушки обращались с просьбой помочь детскому дому. Дело было на центральной улице в солнечный мартовский день, люди спешили по своим делам, и даже те, кто остановился, не особо были склонны вникать, почему собирать пожертвования для детского дома в небольшом посёлке нашей области приехали в Новочеркасск. А вот меня озадачила такая форма благотворительности. И с профессиональной, и с человеческой точки зрения – ну не чужда мне эта форма взаимодействия людей, и опыт поднакопился за много лет. А ещё  тут же вспомнила, что года два назад в центре Ростова подошёл ко мне юноша с такой же папкой в руках. Только начал он с «опроса» —  как я отношусь к благотворительности, и детский дом назывался другой,  а так – всё то же самое: купите эту ручку, (впрочем, тогда была зубная щётка), а деньги пойдут в пользу детскому дому. Фамилия жертвователя записывалась на листе бумаге, прицепленном к папке. И – дежавю! – в прошлом году, кажись, осенью, на углу Платовского и Московской опять же два юных благотворителя (вот хочется в кавычки взять это слово, но хочу быть максимально объективной) предлагали прохожим помочь детскому дому, купив ручку (в киоске ей – десятка красная цена, а то и меньше, но эта стоит сотню – так для детей же!). А мы вашу фамилию в список жертвователей внесём. Я тогда предложила зайти тут рядом к нам в редакцию, написать об их благородной деятельности в газету – это ведь больше внимания привлечёт к акции, чем отлавливать по одному спешащих людей на улице. Мальчики пообещали, и ожидаемо не пришли.

И вот, увидев знакомую «технологию сбора пожертвований», решила разобраться, стараясь  быть непредвзятой и объективной. И не потому, что почуяла в себе талант Шерлока Холмса. Никого не хочу «разоблачать» и «выводить на чистую воду». Но ведь именно наших горожан призывают к милосердию, и те, кто отдал эту сотню, конечно, верят, что их небольшая денежка пойдёт действительно на помощь сиротам, обиженным судьбой. И досадно, когда наше естественное чувство сострадания используют непорядочные люди. Не сотни этой потерянной жалко, а разочарования и утраты доверия к благотворительности  вообще.

Одна из девочек – Валерия, очевидно, старшая в этой паре, – отвечала на вопросы спокойно и откровенно. Они школьницы, учатся в том же посёлке, где находится детский дом – вот его адрес; их сюда привозит организатор этой акции, вот его телефон, звонить лучше после 18;

— Неужели вот так, продавая ручки, можно собрать какую-то значимую сумму, которая реально поможет ?

— Ручек 10-15 в день у нас по-любому купят, если каждый день этим заниматься, то сумма получается приличная.

— Можно ли где-нибудь узнать, сколько денег собрано и куда они направлены?

— В прошлом году в детском доме ремонт сделали…А вот на наших майках адрес сайта, там вся информация об этой акции, мы её и в других городах проводили.

Также девочки рассказали, что за эту деятельность им обещали выдать «волонтёрские книжки», которые помогут им поступить в какой-нибудь вуз.

Интересно, как относится к такой благотворительной помощи руководство детского дома? Найдя в интернете телефон, звоню, представляюсь, объясняю ситуацию. Разговор сводится к следующему. Директор детского дома говорит, что об акции такой она не знает, с организатором акции а не знакома, считает эту деятельность незаконной. «Мы работаем с несколькими благотворительными фондами, они приезжают к нам, проводят с детьми развлекательные мероприятия, помогают организовать благотворительные поездки в дельфинарий и т.п. Наш официальный спонсор – строительная фирма – помогает нам не деньгами, а строительными материалами и ремонтом. Всю благотворительную деятельность координирует попечительский совет детского дома. И вообще сейчас детские дома не бедствуют. Дети больше нуждаются во внимании и общении».IMG_7886

Ну что ж, инициативная группа граждан, в общем-то, не обязана спрашивать разрешения у руководства детского дома, можно ли им собирать средства, чтоб помочь ребятишкам – новой одёжкой, средствами личной гигиены (что всегда актуально)… Теперь узнаем точку зрения самого организатора акции. Да, сказал он, я уже несколько лет организую эту помощь детскому дому. Участники получают 20% от собранных средств и через «Молодую гвардию» «Единой России» получают волонтёрские книжки.

-А с попечительским советом вы как-то контактируете? (Мне довелось однажды присутствовать на заседании такого попечительского совета, куда меня привёл предприниматель, член Общественной палаты Новочеркасска и давний друг наших детских домов Николай Вербицкий. Народ компетентно обсуждал проблемы учреждения, искал пути выхода из этих проблем, подсчитывал ресурсы – финансовые, материальные, организационные, человеческие. Чувствовалось, что это сплочённая команда, а не просто «спонсоры», готовые отстегнуть некую сумму на благотворительность).

— Нет, с попечительским советом не контактирую. В детском доме собранные средства отдаю завучу (называет имя-отчество), она всегда с большой благодарностью к этому относится. Вся информация на сайте http://dobro161.livejournal.com/

Да, есть такой сайт. Есть положение об акции «Я помогаю детям». Фото проведения акции на улицах, помощь со стройматериалами и детской одеждой. Но… последняя информация – июнь 2013г. Суммы собранных средств нигде нет.

На этом я посчитала своё небольшое журналистское расследование конкретного случая законченным. Проводила его  отнюдь не с позиции обличителя  и не считаю себя вправе обвинять людей, которые, наверно, всё-таки делают своё доброе дело. Пишу с точки зрения «сознательного благотворителя» (надеюсь – в Новочеркасске таких немало!), которому важно не просто отдать денежку и побежать дальше по своим делам, — а важно знать, куда и на что он отдаёт свои деньги. Возможно, кто-то и захочет потратить пять минут,  зайти на сайт и принять своё решение. И здорово, что в нашем городе благотворительные акции в пользу детских домов или на помощь в лечении больных деток проводятся именно прозрачно – с отчётом о собранных средствах, проведённых мероприятиях, публикациях в СМИ. Надеюсь, что у меня будет возможность подробней рассказать об этом на страницах нашей газеты.

текст Ирины Городецкой

фото автора

 ——-

«Я не могу отказать, когда ко мне обращается с просьбой о помощи руководство детского дома, — говорит руководитель регионального общественного движения «Центр социальных инициатив» Марина Поволоцкая. – но всегда выясняю конкретные потребности – заменить окна, отремонтировать какое-то помещение и т.п. и именно в таком «натуральном виде» оказываю помощь.