Сегодня:

Весна, весна… А значит, уже вовсю «пахнет» ЕГЭ и прочими, приводящими в состояние, именуемое «мандраж», старшеклассников и их родителей. Кто может помочь им пережить экзаменационную пору (кроме, репетиторов, конечно)? Психологи, знающие многие рецепты сохранения душевного равновесия. И мы попросили их дать нашим читателям небольшую, но, уверены, важную консультацию.

Близится время экзаменов и чем ближе это испытание, тем больше растет  напряжение не только у школьников, но и у их родителей. Часто вся семья оказывается  эмоционально вовлеченной в переживания, связанные с предстоящим событием, и все домочадцы школяра по-своему реагируют на это: кто-то ежедневно «рисует» страшные картинки  плачевного будущего своего чада, если оно не сдаст экзамены;  кто-то приводит ему бесконечные примеры хороших соседских девочек и мальчиков, до которых он «не дотягивает»; кто-то обещает награждения за успешную сдачу экзамена или, наоборот, грозит наказаниями и лишениями за неудачу. Результат от такого участия в подготовке к предстоящим экзаменационным испытаниям один: тревожность разрастается до масштабов стресса и, как следствие, возникают  депрессивные, а порой панические и истерические состояния. В теле возникают мышечные зажимы, страхи и сомнения устойчиво овладевают школьником, выбивая его из состояния душевного равновесия, возникает желание «убежать» от всего. Как убежать? Заболеть, например, или просто уйти гулять.  Согласитесь, что подобное реагирование никак нельзя назвать психологической подготовкой к экзаменам, вхождением в состояние готовности показать себя во время испытаний с самой лучшей стороны.

Для того, чтобы понять как работает стресс в нашем организме, достаточно вспомнить, что его симптоматические проявления это: учащенное сердцебиение; повышение артериального давления или, наоборот, его снижение от нормы (если учащийся склонен к депрессивным состояниям в силу особенностей своего темперамента); бессонница; головные боли; нарушение пищеварения (расстройства, потеря аппетита или переедание);  периодически возникающие затруднения  при глотании и дыхании; раздражительность, перерастающая в агрессивность и т.д. А самое печальное, что неконтролируемый стресс в первую очередь «бьет» по памяти и вниманию, их эффективность значительно снижается, воля блокируется.

Конечно, вовсе избавиться от волнения и стресса нельзя, да и не нужно, так как два эти состояния —  замечательная движущая сила к успеху, при условии, что они не пересекли «ватерлинию». Контролируемое волнение и «хороший стресс»  — источник дополнительного адреналина, вводящего человека в состояние готовности к преодолению трудностей. Под контролем здесь имеется в виду грамотный и последовательный подход  к организации жизни школьника в преддверии экзаменов.

Предлагаем вам  несколько рекомендаций.

1.Соберите семейный совет и разработайте режим дня для школьника, обязательно пропишите его на бумаге, вывесьте на видном месте. Определите время занятий не более 2-х часов подряд. Обязательно предусматривайте кратковременный отдых или смену деятельности  (краткосрочная трудовая деятельность по дому, гимнастика или просто танец) между занятиями. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть часовой перерыв для прогулки  на свежем воздухе. Особенное внимание уделите достаточному сну, не менее 8-ми часов в сутки, помимо ночного сна, желательно ввести в распорядок дня подростка кратковременный (1-1,5 часа) дневной сон.

2. Устройте для школьника доску, куда он сможет прикреплять листы со своими записями  того, что нужно запомнить дословно. Дайте ему достаточное количество листов А-4 и ярких маркеров.

Введите в интерьер комнаты фиолетовые и желтые цвета, они повышают интеллектуальную активность. При подготовке к устным экзаменам обеспечьте наличие зеркала, для того, чтобы школьник попробовал отвечать перед ним, контролируя свое выражение лица, жесты, позу и т.д.

3. При занятиях обеспечьте еле слышное звучание произведений Моцарта или Вивальди, это незаметно будет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.

4.Введите запрет на слова и действия,  дестабилизирующее состояние школьника (крик, чтение нотаций, рассказывание историй неуспеха, поздние бодрствования, например, когда кто-то допоздна сидит у компьютера и  др.) для всех членов семьи. Обеспечьте спокойную обстановку в доме.

5. Не завышайте планку требований к ребенку. Заявите школьнику, что от него ожидаются лучшие результаты во время экзаменов, но только те, которые он может показать в соответствии со своими способностями и знаниями. Его не будут сравнивать с другими учениками.

6. Организуйте правильное питание: 4-5 раз в день. Обязательны в рационе нежирное мясо, печень, самое полезное блюдо в экзаменационный период — это жирные сорта рыбы; витамины, жиры и кислоты не дадут организму расслабиться, также можно применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов. Очень рекомендованы при подготовке к зкзаменам морковь, помидоры, цитрусовые и капуста. Лучшие напитки – клюквенный морс, минеральная вода, перед сном – теплая  кипяченая вода с медом.

Безусловно, кроме выше описанного, существует целостная  система психологической подготовки учащихся к экзаменам. Стабилизировать эмоциональное состояние вашего ребенка в этот период вам помогут психологи.  На занятиях специалисты обучат ваших детей специальным  успокаивающим дыхательным упражнениям, помогут овладеть установками на успех, снять синдром излишнего беспокойства, получить эмоциональную поддержку, освоить правила поведения накануне экзамена.  Свою помощь вам предлагают психологи  региональной общественной организации психологов  «АНИМА», которые имеют успешный опыт в этой работе (тел.8-951-502-61-63). Помощь может оказываться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

И в заключение — самое главное:  выразите своему ребенку вашу твердую позицию, что вы любите и будете любить его безо всяких условий всегда, независимо от того, как он сдаст экзамены, что вы любите его вне всякой зависимости от его академических успехов или неудач.

 Галина Кондрат,

психолог, социальный педагог.