Семейные архивы порою скрывают настоящие сокровища. Вот снимок, сделанный в Кремле во время работы XV съезда ВКП(б). Декабрь 1927 года выдался морозным: все в головных уборах, некоторые подняли воротники, но, несмотря на стужу, несколько человек согласились сесть на покрытые снегом мраморные плиты, чтобы композиция оказалась завершенной. В центре, гордо вскинув голову, сидит наш земляк Федор Середин а за его спиной стоят первые лица государства.
В военной форме со щегольскими усиками молодой Серго Орджоникидзе. Справа от него — Михаил Иванович Калинин. Рядом держит прикуренную сигарету Алексей Иванович Рыков. Улыбается красивый и элегантный Валериан Владимирович Куйбышев.
В ногах у Куйбышева примостился Дмитрий Александрович Булатов – заведующий организационным отделом Северокавказского крайкома. Рядом с Куйбышевым в огромной кепке Михаил Семенович Чудов – секретарь Северокавказского крайкома ВКП(б). Из-за его плеча выглядывает Андрей Андреевич Андреев – Председатель ЦК профсоюза железнодорожников. Вскоре он сменит Чудова и возглавит большевиков Северного Кавказа.
Рыков и Куйбышев немного отодвинули на задний план одного из самых образованных делегатов съезда – Петра Алексеевича Богданова. Он был учеником основоположника аэродинамики Николая Егоровича Жуковского. В 1927 году занимал должность Председателя Северокавказского крайкома ВКП(б). Именно Богданов стал инициатором строительства канала Волга-Дон и завода «Ростсельмаш».
Слева от Орджоникидзе стоит председатель Кабардино-Балкарского областного исполкома Бетал Эдыкович Калмыков.
Судьбы многих делегатов съезда сложились трагически. Но Федора Середина сия участь миновала. На фото он кажется гордым, уверенным и бесконечно счастливым. Кем же был этот молодой посланник Новочеркасска, и почему он удостоился чести решать судьбу страны советов в ту пору, когда не существовало понятия «социальный лифт».
17 февраля 1884 года по старому стилю в Cтаро-Меловатской волости Богучарского уезда Воронежской губернии родился крестьянский сын Федор Середин. Через несколько лет его семья оставила обжитые места и двинулась на Юг в столицу Области Войска Донского.
Облюбованный Платовым холм, казалось, был создан самой природой для города, имеющего столь выраженную сословную иерархию.
На вершине, застроенной шикарными особняками, дворцами и Храмами жили богатые и знатные казаки. Пришлым приходилось селиться на склонах вдоль дороги, которая железным поясом стягивала Новочеркасск. Возможно, поэтому Железнодорожная стала самой длинной улицей города.
Детство в этом мире заканчивалось в тот самый момент, когда на маленького человека возлагалась обязанность работать и зарабатывать на хлеб.
Федор Середин заработал свои первые копейки и первые мозоли на главной стройке Дона. Вершину холма должен был увенчать роскошный златоглавый Собор и сотни безымянных мастеров трудились над его возведением. Сколько среди них было детей и подростков, никому доподлинно неизвестно.
Подносить кирпичи – дело нехитрое. Но, наверное, здесь, на стройке Федор Середин усвоил первый жизненный урок: труд может быть разным, и чем больше умеет и знает человек, тем большего уважения он заслуживает. Путь к уважению лежит через образование. Но даже начальная школа была тогда доступна далеко не всем. Пусть так. Федор решил обучиться какому-нибудь ремеслу. Наверное, это желание и природное влечение к технике привело его в четырнадцать лет на железную дорогу.
В 1898 году он стал учеником слесаря. Вскоре он уже слесарь, то есть квалифицированный рабочий. Но молодому человеку этого мало. Он хотел не только ремонтировать, но и водить паровозы. Отныне его цель – стать машинистом, а для этого необходимо иметь хотя бы начальное образование.
В возрасте, когда его богатые сверстники оканчивали гимназии, он впервые сел за парту и снова пошел в помощники. Теперь уже к машинисту.
Федор Середин завершил курс начальной школы и стал машинистом в год Первой русской революции. Тогда же он определился со своими политическими предпочтениями.
Левая идея будоражила молодых, умных, энергичных людей, вытесненных на задворки общества архаичными устоями и предрассудками.
Он участвовал в маевках и забастовках, помогал товарищам обманывать жандармов, но вступать в партию не спешил. К 30 годам он чувствовал себя успешным человеком, представителем той самой «рабочей аристократии», которую так боялся и ненавидел Ленин.
В 1915 году Федор Середин женился на представительнице богатого казачьего рода Марии Иосифовне Карповой. В 1916 овладел редчайшей в то время специальностью и получил свидетельство на право управления автомобилями различных систем.
Потом была революция, которую он принял безоговорочно и в начале 1918 года совершил подвиг.
12 февраля Станция Шахтная была занята революционными частями, оттуда била артиллерия, и оставшиеся верными прежней власти солдаты и офицеры спешно эвакуировались. Управляя паровозом, Федор Середин остановил эшелон на крутом подъеме, а потом резко рванул вперед. Сцепления не выдержали, паровоз потащил за собой всего три вагона, а остальные покатились назад под уклон, и врезались в состав, который шел следом. Перегон был закрыт на два дня. Военным, что оставались в Каменоломнях, пришлось эвакуироваться пешком. Середина едва не расстреляли на месте, но за него заступился неизвестный инженер-путеец.
В 1920 году Федор Иванович Середин стал членом ВКП(б). 10 июля его назначили комиссаром района по ремонту вагонов по линии Чертково-Ростов, 25 июля – комиссаром Новочеркасского участка тяги.
В январе 1924 года его откомандировал Окружком партии в Москву для участия в похоронах Ленина и «возложения венка от рабочих и пролетарского студенчества Новочеркасска».
В 1927 году Середина избрали делегатом XV съезда ВКП(б), а в 1930 – председателем Новочеркасского Горисполкома. Так выходец из беднейшей крестьянской семьи возглавил город, некогда задуманный, как место проживания богатой и заносчивой казачьей элиты.
В 1930 году появилась городская газета «Знамя коммуны» и Середин, не смотря на свою должность, стал ее постоянным автором. К его чести надо сказать, что все заметки он подписывал своей фамилией. Это до сих пор бросается в глаза, если раскрыть один из старых газетных номеров. На каждой полосе полным-полно печатных материалов, которые подписаны оригинальнейшими псевдонимами, как-то: «Наблюдатель», «Зоркий глаз», «Активист», и, по сути, ничем не отличаются от банальных анонимок.
Спустя год Середин совершил и вовсе непостижимый поступок. Он оставил чиновничий кабинет, надел спецовку и вернулся в депо к своим любимым паровозам. Причиной тому стала неблагоприятная ситуация, сложившаяся на железной дороге. Благодаря его опыту и мастерству прорыв был ликвидирован. Несколько позже он заявил проверочной комиссии: «Я крепко помню слова товарища Сталина и товарища Ворошилова о том, что транспорт – это действующая армия, и поэтому надо, во что бы то ни стало, преодолеть его отставание». В искренности его слов сомневаться не приходится.
Возможно ли в наше время проявление подобного духовного аристократизма? Существуют ли чиновники, способные оставить высокие посты, повинуясь чувству долга и ответственности перед собственной страной?
Дальнейшая жизнь Федора Середина сложилась удачно. Он работал на разных должностях, сделал очень много полезного и для Северо-Кавказской железной дороги, и для города, ставшего ему родным. Работал в депо до старости, пока были силы держать в руках инструменты. Умер в 1964 году. Его хоронили с почестями. Гроб с телом несли на руках по улице Московской и при виде траурной процессии многие останавливались, снимали шляпы и кланялись в пояс.
Ценнейшая фотография, о которой шла речь, хранится в семейном архиве вместе с маленьким стаканчиком из тончайшего фарфора. Такие стаканчики в 1927 году вручали всем делегатам XV партийного съезда.
АЛЕКСАНДР ПРЯЖНИКОВ