Сегодня:

С 1993 года во многих странах мира по инициативе Международной ассоциации одоснабжения и ЮНЕСКО 22 марта отмечается Всемирный День воды.

Накануне Всемирного Дня воды хотелось бы рассказать об объединении «Аквариумное рыбоводство», которое находится в Детском эколого-биологическом центре.

Осваивая основные приемы работы с аквариумом, дети уже с первых занятий принимают участие в творческом процессе – подготовка аквариума к заселению, составление грунта, подбор и размещение растений. Все эти элементы творческой работы над заданием требуют от учащихся определенной мыслительной деятельности, художественного вкуса, умения анализировать. Постоянно развивая интерес детей к творческим занятиям, я, как педагог, пытаюсь выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода к заданию, стремлюсь поощрять смелость в поисках новых форм декоративного устройства аквариума, проявление детской фантазии и изобретательности.

Приобщение к опытнической и исследовательской работам является одним из направлений развития творческих способностей. И то и другое доступно школьникам практически любого возраста и зависит только от сложности предложенной задачи.

Развитие творческих способностей, обучение навыкам опытнической работы вполне возможно в условиях Детского эколого-биологического центра в объединении «Аквариумное рыбоводство». В отборе учащихся для опытнической работы я принимаю в расчет такие качества: активность, устойчивость интереса, увлеченность определенным видом деятельности.

А как разнообразны опыты и наблюдения, которые могут быть проведены учащимися в аквариуме! Трогательная забота самцов колюшки об икринках; изменения окраски у макропода в связи с изменением освещения; влияние объема аквариума на рост рыбок; влияние температуры на развитие икры и рост рыб; отношение одних рыб к рыбам другого вида; в каких слоях воды предпочитают находиться те или иные из них и как это связано со способом добывания пищи и многое другое — может помочь педагогу привить учащимся любовь к живой природе, развить у них наблюдательность, показать пути изменения живых организмов.

В своем объединении мы устраиваем выставки, конкурсы, викторины, праздник юного рыболова, выпускаем газеты, в которых описываются интересные факты из жизни рыб, растений. Ребята делятся опытом, проводят консультации.

Для меня, как педагога дополнительного образования, увлечение ребенка – это ключ к воспитанию его творческой личности. Педагог должен понять то, что больше всего интересует ребенка, предоставить ему возможность заняться любимым делом, дать ему почувствовать радость успеха, развивать в нем волю, энергию, инициативу. Самых высоких успехов в воспитании достигают там, где в рамки организуемой педагогом деятельности включаются все стороны жизни детей, где наряду с опытнической, исследовательской деятельностью обсуждаются волнующие ребят вопросы (о современной музыке, о модной одежде, о манере поведения), где утверждается коллективом выработанная нравственная позиция.

В нашем объединении каждое занятие становится своеобразной «копилкой» духовных ценностей, открытий, сомнений, восторгов. Когда в «копилку» вносят вклад многие, она богата, и ее богатства неисчерпаемы.

 Татьяна Марунченко,

педагог дополнительного образования детского эколого-биологического центра.