Сегодня:

До ближайших выборов, вроде бы, еще далеко, но предвыборная кампания уже началась. И началась она в зале заседания городской Думы, где на днях прошли публичные слушания по планируемым поправкам в Устав города Новочеркасска. Суть их такова.

На сегодняшний день возникла необходимость в приведении Устава муниципального образования «Город Новочеркасск» в соответствие с изменениями, внесенными в 2013 году в Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поэтому был подготовлен проект изменений в Устав Новочеркасска, которым дополняются вопросы местного значения города и полномочия его Администрации по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержке и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Новочеркасска, реализации прав национальных меньшинств, обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов. Также уточняются некоторые формулировки по вопросам местного значения города Новочеркасска, а также по правам органов местного самоуправления города Новочеркасска на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения города Новочеркасска.

В связи с внесением изменений в действующее федеральное законодательство внесены изменения в Областной закон от 8 августа 2011 года №645-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» и установлено, что выборы депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью 20 и более депутатов проводятся по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам или по смешанной избирательной системе по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу. Ранее в вышеуказанном областном законе было установлено, что выборы депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью 20 и более депутатов проводятся по смешанной избирательной системе по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу. То есть законодатель предоставил право крупным муниципальным образованиям самостоятельно определять вид избирательной системы.

В соответствии с ч.2 ст. 24 Устава Новочеркасска городская Дума состоит из 26 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу. 13 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, еще 13 депутатов — по единому избирательному округу. Данная статья должна вступить в силу по истечении срока полномочий городской Думы пятого созыва.

Как указано в пояснительной записке к вынесенному на публичные слушания проекту, в целях сохранения сложившихся основных принципов проведения выборов депутатов городской Думы, предлагается изложить ч.2 ст. 24 Устава города в ранее принятой редакции, а именно: «2. Городская Дума состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам. Избранным признается зарегистрированный кандидат в депутаты, который получил наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. При равном числе полученных голосов избранным признается кандидат, документы для регистрации которого представлены ранее документов других кандидатов».

Надо сказать, что еще задолго до публичных слушаний, в интернете поднялась кампания против предлагаемых поправок. «Этого ни в коем случае нельзя допустить! – писал некто Фрол на форуме Novocherkassk.net. — Действующий сейчас порядок, согласно которому половина Думы избирается по округам, а вторая половина — по партийным спискам, гораздо более демократичный».

Была и другая точка зрения (житель города н): «…именно такая система позволит максимально соблюсти принцип народовластия, так как депутат получает мандат непосредственно от граждан и отчитывается перед ними за свою работу. А при смешанной системе непонятно, кого там включат в партийные списки и с кого потом требовать исполнения наказов избирателей».

 

Свою позицию выразили коммунисты. Первый секретарь горкома КПРФ А.И. Кондратенко даже изложил ее в письме, направленном председателю городской Думы В.Н. Лучкину. Ниже мы приводим аргументы А.И. Кондратенко, а пока –справка.

 Справка

Мажоритарная система выборов депутатов в Новочеркасске – это когда весь депутатский корпус из 25 депутатов избирается в 25 избирательных округах (в среднем по 5500 избирателей). То есть по одному избирательному бюллетеню.

Смешанная система выборов депутатов в Новочеркасске – это когда одна половина депутатского корпуса (13 депутатов) избирается по одномандатным округам (в среднем по 10500 избирателей), а вторая половина – по партийным спискам (по аналогии с выборами депутатов Государственной Думы и Законодательного Собрания Ростовской области). То есть по двум избирательным бюллетеням.

Аргументы «ЗА» мажоритарную систему

(«Единая Россия», Трансмашхолдинг, ОГК-2)

1. Все депутаты должны быть подотчётны только избирателям без участия политических партий. От этого возрастает их ответственность непосредственно перед избирателями, они независимы от политических партий.

2. Депутаты, избранные по партийным спискам, не имеют закреплённых избирательных округов и поэтому не отчитываются перед избирателями.

Аргументы «ЗА» смешанную систему (КПРФ, «Справедливая Россия»)

1. Смешанная система гарантирует присутствие в составе депутатского корпуса представителей разных ведущих политических партий и социальных групп граждан.

2. Заложенная в Уставе города норма, предусмотренная действующим законодательством, гарантирует право граждан и различных социальных групп, объединений избирателей посредством ведущих политических партий иметь своих представителей в городской Думе г. Новочеркасска пропорционально полученным голосам избирателей. Эта же норма полностью исключает монополизацию депутатского корпуса одной из политических партий, например, «Единой Россией» или крупной частной корпорацией (Трансмашхолдинг или ОГК-2).

3. За депутатами, избранными по партийным спискам, решением городской Думы закрепляются конкретные избирательные округа, на которых они поддерживают связь с избирателями. В таком случае в каждом одномандатном округе будут работать непосредственно избранный депутат и депутаты от двух-трёх ведущих политических партий. Это, несомненно, повышает конкуренцию и ответственность депутатов, предоставляет избирателям возможность обращения к разным депутатам, не дожидаясь переизбрания имеющегося депутата (срок полномочий – 5 лет).

4. В случае недостаточной работы на закреплённом округе депутата, представляющего конкретную политическую партию, избиратели могут воздействовать на эту партию путём отказа от её поддержки на всех федеральных и региональных выборах, т.е. выставлять ему оценку в течение всего пятилетнего периода.

5. Избрание депутатов по одномандатным округам без участия политических партий никак не повышает их подотчетность и ответственность, чему доказательством является ныне практикуемая мажоритарная система выборов депутатов городской Думы г. Новочеркасска.

6. Депутаты, избранные по партийным спискам, закрепляются за конкретными избирательными округами и отчитываются перед избирателями (пример: в Новочеркасске нет депутата Законодательного Собрания Ростовской области, избранного от КПРФ. В г. Таганроге таких избрано три! Поэтому по решению партии один из них работает в Новочеркасске (каб. 24 по пр. Ермака, 103). И, наоборот, в Таганроге нет депутата Законодательного Собрания Ростовской области, избранного от «Единой России», но есть закреплённый депутат, избранный в других территориях).

7. Политические партии являются объединениями избирателей, а не чем-то отстранённым от жителей города. В Новочеркасске от 40 до 70% избирателей поддерживает политические партии, конкурирующие с партией «Единая Россия», однако при мажоритарной системе выборов подавляющее большинство депутатов представляет именно эту одну партию. Это несправедливо и не соответствует конституционной норме о политическом разнообразии.

8. Открытое применение силовых структур (арест наблюдателей А.И. Кондратенко в 2010 году, незаконное возбуждение уголовных дел («дело «Журавлёва», защита фальсификаторов на избирательных участках) и административного ресурса (принуждение подчиненных к голосованию, незаконное вмешательство в ход выборов должностных лиц, использование бюджетных средств и материальных ресурсов частных корпораций и муниципалитета в интересах одного кандидата), незаконное исключение кандидатов из предвыборной кампании (в 2005 году в Новочеркасске с выборов были незаконно сняты все кандидаты КПРФ, в 2013 г. в Новочеркасске кандидату от КПРФ Сбербанк незаконно заблокировал избирательный счёт), позволяет полностью исключить избрание неугодных «Единой России» кандидатов. Смешанные выборы при всех недостатках существующей правовой системы позволяют избежать последствий этих негативных действий.

9. Смешанная система выборов стимулирует развитие политических партий и общественных движений, что соответствует заявленным в Конституции и Президентом РФ целям правового государства и гражданского общества в России.

10. Мажоритарная система выборов, на которой настаивают депутаты «Единой России», препятствует развитию политических партий и их участию в общественно-политической жизни, в принятии властных решений, т.е. обеспечивает самоуправство одной социальной группы, одной политической партии.

 

19 марта состоялись публичные слушания. Большой зал заседаний городской Думы был непривычно полон. Председатель городской Думы В.Н. Лучкин сообщил, что в слушаниях участвуют 210 человек. В основном это были работники городской Администрации, учителя, работники крупных предприятий, что дало право традиционной оппозиции тут же заявить, что их «согнали» на мероприятие. Думаем, не обошлось без этого: людям сделали предложение, от которого нельзя отказаться. Впрочем, и другим никто не мешал принять участие в публичных слушаниях, разве что время было неудобное – с 17 часов, когда большинство горожан еще на работе. Поэтому присутствовали – в основном – пенсионеры от КПРФ, участники движения “Патриоты Новочеркасска” и небольшая группа просто неравнодушных горожан, которым удалось, видимо, отпроситься с работы.

Несмотря на разные «весовые категории» (админресурс мобилизован был, безусловно, лучше) публичные слушания прошли самым демократичным образом. Об этом редакции «ЧЛ» рассказал представитель КПРФ В.А. Журавлев, ярый поборник смешанной системы выборов. Слово дали всем желающим высказаться, что они и сделали (некоторые, правда, не совсем корректно). Дискуссии разгорелись жаркие, и противники к консенсусу так и не пришли.

Вопрос был вынесен на голосование, и победили сторонники мажоритарной (несмешанной) системы. С большим, кстати, преимуществом.

«Частных лавочников», безусловно, порадовал интерес простых горожан к публичным слушаниям по Уставу города. На форуме Novocherkassk.net даже появилась отдельная тема. И трудно назвать равнодушным автора, например, такого поста:

Немо:

«… зал был набит тетками водоканально-бухгалтерского вида, которые явно не понимали — о чем речь, их вообще не интересовало происходящее. Они писали эсэмэски, играли в какие-то игры, переговаривались вполголоса. Они даже никому не хлопали.

Дошло до голосования. Лучкин прочитал настолько невразумительно сформулированные вопросы, что его просто не поняли. Начали переспрашивать — чего, чего? Он скороговоркой мимо микрофона повторил текст. Чисто по тому, что во втором варианте было два типа округов — одномандатные и какой-то один общий, я догадалась, что это и есть смешанная система.

Поставил на голосование первый вариант. Эти пара рядов, которые были около меня, никак на него не среагировали, продолжали заниматься своими делами. Тут к ним повернулась сидевшая впереди женщина в темно-синем и скомандовала ласково — просыпаемся, просыпаемся — голосовать! Голосовать, поднимайте руки! Девушка рядом со мною спросила — а за что? Та недовольно покрутила головой – что, мол, за дурацкий вопрос. Я не выдержала — за что привели голосовать — за то и голосуйте. Все дружно подняли руки. Их долго считали. Потом Лучкин спросил — кто против? Женщина опять обернулась — не поднимаем!

Наверное, не все были по разнарядке. Но таких было большинство. 167:55, если мне память не изменяет. И еще воздержавшиеся. При озвученных Лучкиным же 210 присутствующих.

<…>

Почему то вспомнился “Гараж”, когда председательша насквозь фальшивым голоском укоризненно сетует на необоснованность подозрений — “Ну что может украсть директор рынка? Прилавок? Весы? Фартук?”.

Не несите, мол, чуши, всё честно».

 

Напомним: решение на общественных слушаниях носит лишь рекомендательный характер. По итогам слушаний все предложения направлены для экспертной юридической проработки, рассмотрения на комиссии по местному самоуправлению Думы и опубликования в газете «Официальный выпуск. Новочеркасские ведомости».

А уж окончательное решение об изменениях в Уставе города, в том числе и о будущей системе выборов депутатов, будет принято на заседании городской Думы.

Татьяна Владимирова.

P.S. Ходите на общественные слушания, горожане! Поверьте, двери для всех открыты!