Сегодня:

Как уже неоднократно писалось в СМИ, многие горожане стали получать «письма счастья» от некоей коллекторской конторы, располагающейся где-то за уральским хребтом. Оказалось, что ничего не подозревающие жители города должны им денег. Как такое могло произойти?

История возникновения «долгов» началась на стыке веков, через пару месяцев после того, как каждый горожанин получил газетку с лозунгом «В новый век с новым мэром», в которой бравый генерал обещал райские кущи, победу над коррупцией и прочие вкусности. Народ поверил, и на трон градоначальника села новая… э-э-э… личность. Почти сразу после празднования победы на выборах, возникла проблема отношений с предприятиями ЖКХ, обслуживающими жилой фонд не один десяток лет. Специалисты ЖКХ не понимали нужд и чаяний бравого градоначальника, он, в свою очередь, не мог позволить существовать предприятию, которое будет заниматься только своими обязанностями. Именно тогда появились «подконтрольные» жилремонты, именно тогда горожане впервые почувствовали, что их дома как-то перестали обслуживать качественно, а кое-где вообще перестали обслуживать, невзирая на оплату коммунальных услуг. Деньги населения впитывались в «закрома», как вода в песок без всякой отдачи, за что, спустя двенадцать лет, непосредственные руководители жилремонтов несут заслуженное наказание. Правда, уж слишком запоздалое…

Естественное желание жителей не платить «за воздух» вылилось в отказ от оплаты непоставленных услуг, что принималось «профильными предприятиями» как личное оскорбление и вносилось в долговой реестр. О том, что своей «деятельностью», вернее, бездеятельностью они не только наносят оскорбление горожанам, но и способствуют уничтожению всей инфраструктуры ЖКХ, естественно, высшие жилремонтники не думали. У них была «своя свадьба» и «свой тамада». Однако райская жизнь кончилась. Но… На помощь «деятелям от ЖКХ» пришла некая коллекторская контора, которая решила поспособствовать продлению безбедной жизни руководителей жилремонтов за счет жителей города. Вернее сказать, не пришла, а, наверняка, ее наняли, потому что сами главные жилремонтовцы явно не обладают силами и документами, подтверждающими их праведные действия по обслуживанию жилого фонда. А раз им нечего ответить на вопрос любого жителя «за что платить, если ничего не делалось?», то мстить непокорным должны другие.

И полетели во все дома «письма счастья», обращенные и к тем, кто еще жив, и к тем, кто давно уже покинул наш мир. Особенно любопытно посмотреть, каким образом они будут «сбивать долги» с умерших, ведь работа с должниками подразумевает личные встречи… Впрочем, это лирика. Что же такое коллекторское агентство, какими методами оно действует и что можно им противопоставить в случае, если человек не считает себя должником? Будем последовательны.

Понятие коллекторского агентства пришло в Россию из США. Фактически, коллекторское агентство позиционирует себя как посредник между кредитором и должником, берущий на себя обязательство проводить работу по возврату долга за определённый процент.

 

Сначала коллекторские агентства создавались как дочерние предприятия банков и работали исключительно с задолженностями перед банками — учредителями этих агентств. Активно же на открытый рынок специализированные коллекторы стали выходить сравнительно недавно. На российском рынке услуг коллекторские агентства появились в 2004 году. Данные агентства (временами ассоциирующиеся у общественности со «скупщиками долгов») приобретают задолженности у кредиторов, по тем или иным причинам не сумевших взыскать их самостоятельно, за некоторый процент от общей суммы взыскиваемого задолженности, и затем взыскивают с должника всю сумму задолженности или даже сумму плюс «интерес» дополнительно к общему балансу. В принципе, суть понятна. Взяли сумму долга, накрутили свой процент и в бой.

Коллекторские агентства действуют приблизительно одинаково: постоянные письма, звонки, иногда личные встречи, до тех пор, пока выведенный из себя клиент не отдаст все, чтобы избавится от назойливых коллекторов. Правда, иногда попадаются и «крепкие орешки» с нормальными нервами и не готовые отдать свои деньги неизвестно кому. И тут уже в ход идут методы иного плана. Поговаривают, что в таких случаях начинается давление не только на самого «должника», но и на его семью, друзей, сослуживцев и непосредственное начальство. Правда это или нет, у нас будет возможность проверить, так как рассылка по Новочеркасску прошла массовая и работы у прокуратуры прибавится в разы. Причем здесь прокуратура? А вот об этом мы поговорим сейчас как о методе общения с коллекторами.

Итак, как реагировать на «заботу» со стороны коллекторских агентств? Тут несколько не взаимоисключающих путей, которые помогут сохранить здоровье и деньги (если совесть чиста, и должником себя человек не считает).

Начнем с того, что такие учреждения как Роспотребнадзор считают работу коллекторских контор не имеющей правовых основ. К тому же долг перед управляющей компанией – это не то же самое, что долг перед банком, где все взаимоотношения четко указаны в договоре. Необходимо подчеркнуть, что за время своей «деятельности» часть Жилремонтов ловко уходила от собственных долгов путем перерегистрации и не всегда успевала переоформить договора со всеми жильцами «своих» домов. Также не стоит забывать и о законодательстве РФ. В общем, на протяжении последних лет противостояния «должников» и коллекторов сложился целый свод правил, с которым «Частная лавочка» знакомит своих читателей.

Алгоритм общения с коллектором:

— Требуем от коллектора предоставить оригиналы (нотариальные копии) документов, подтверждающих факт передачи им вашего долга (договор цессии или агентский договор).

— Требуем предоставить ИХ учредительные документы, требуем предоставить лиц, которые к вам приходят, подтверждение их ЛИЧНЫХ полномочий (доверенности, приказы о приеме на работу в данное агентство).

— Требуем копии документов, являющиеся основанием для подтверждения долга (договор между УК и жильцом и т.п.)

— НИКОГДА и НИ О ЧЕМ не разговариваем, если вам не были предоставлены данные документы. Обычно на этом разговор и заканчивается. Сложно сказать, почему, но не любят наши коллекторы предъявлять документы, подтверждающие их полномочия. А без этих документов — это не коллекторы, а рэкетиры.

Очень важно быть готовым к таковым действиям:

— Всех коллекторов и всегда отправляем по одному адресу — в суд, причем в местный. Сами готовимся к подаче в местный суд при условии, если коллекторское агентство попытается провести судебное разбирательство у себя «на Родине».

— Все разговоры с коллектором записываем на диктофон. Сейчас фактически любой мобильный телефон имеет такую функцию.

— Если коллектор угрожает по телефону или тем паче при встрече — идем в ближайшее отделение полиции и пишем заявление о вымогательстве и об угрозе жизни и здоровью.

— Если коллектор звонит после 23-00 либо раньше 7-00 идем в ближайшее отделение полиции и пишем заявление о хулиганстве и нарушении покоя граждан.

— Если коллекторы пришли к вам домой и ведут себя вызывающе, дверь не открываем, звоним 02 и вызываем наряд полиции (неизвестные ломятся в дверь, кричат и угрожают).

— Все вопросы с коллекторами решаем только в судебном порядке.

— Если должником себя не считаете, то никогда добровольно не платите пени и штрафы. Лучше вообще ничего не платить до решения суда. Либо, если решаете платить, — до подписании соглашения о реструктуризации долга.

— Стараемся максимально задокументировать все действия коллекторов в вашем отношении (храним любые письма, записываем все разговоры).

— Всегда помним, что суд может значительно уменьшить размер штрафов и пеней, которые были вам насчитаны либо вообще их не взыщет.

— Всегда помним, что ставка рефинансирования (ст.395 ГК РФ), по которой вам могут быть предъявлены дополнительные требования, в разы меньше ставки потребительского кредита.

— Всегда помним, что в нашей стране любая проверка контролирующих органов чревата для руководства нервами. Поэтому не стесняемся жаловаться на действия коллекторов в прокуратуру.

Ну, и на закуску:

— Коллекторы часто берут долги по обязательствам, по которым уже срок исковой давности прошел, обратите на это внимание.

Посмотрите в договоре с вашим банком (и с УК тоже), есть ли в нем пункт о переуступке прав другому кредитору.

— Естественно, должно быть официальное письмо об уступке прав и заверенный надлежащим образом договор об уступке прав по вашему кредиту (долгу). Права заемщика при продаже кредита законом защищены. Самовольно в одностороннем порядке изменить условия кредита (долга), например, увеличить штрафные санкции или повысить процентную ставку по кредиту новый кредитор не может.

Может быть, была не продажа долга, а банк (УК) заключил агентский договор с данными структурами на получение долга? Уточните этот момент.

Кроме этого, всегда можно получить исчерпывающие консультации у юристов и в интернете на определенных ресурсах, к примеру, «Нет коллекторам точка ру.» http://www.netkollektoram.ru/

Надеемся, что данная публикация поможет сохранить душевное спокойствие читателей и позволит не дать себя в обиду ни сейчас, ни в дальнейшем.

 Виктор Жженов.