Осенью в одном из микрорайонов нашего города появилась листовка. Хотя правильнее ее назвать – рекламное объявление. С фотографии на нас смотрела девушка лет шестнадцати, а ниже шел текст: «Я – Кудряшова Светлана с удовольствием поработаю девочкой по вызову, сделаю все виды услуг, недорого, звоните, телефон такой-то…». Имя и фамилию девушки мы, конечно, изменили. И имя другой девушки тоже. А так – всё осталось как есть.
Листовка была не одна – десяток, а то и два расклеены на магазинах, остановках, стенах зданий. Листовки срывали, читали, приносили домой. ВКонтакте шла горячая переписка: друзья Светы называли поступок человека, сделавшего это, мерзостью, подлостью. Боялись, что будет с подругой, если она листовку увидит.
Листовка попала в семью Светланы. И мама девочки обратилась в полицию: найдите и накажите того, кто это сделал. Между тем в классе, где училась Света, ребята «вычислили» виновницу. При опросе в полиции они указывали на некую Яну, у которой и раньше были конфликты со Светой. Кто-то видел у Яны эту листовку в телефоне, кто-то вспомнил, что она просила помочь ее расклеить на улицах. С Яной беседовала классная руководительница, и девушка сказала ей: «Я извинюсь». Но когда за дело взялась полиция, Яна категорически заявила: ничего не знаю, я ничего не делала.
Светлана, ее мама и одноклассники сообщили полиции, что у Яны со Светой был конфликт из-за мальчика, который сейчас в армии. Яна угрожала Светлане, требовала, чтобы та «отстала» от него. Раньше Яна не раз унижала Светлану, оскорбляла, толкала ее и даже била. Говорила, что Свете не место в этом классе, так как она не русская по национальности.
Жестокость, насилие? Одна девушка так издевается над другой, оскорбляет ее? Откуда это у 15-летней школьницы?
Недавно мы писали о другом ЧП: девочка из одной школы приехала в другую, чтобы избить свою сверстницу. Избиение присутствующие при этом школьники снимали на мобильные телефоны, выложили в Интернет. Драчунья была исключена из школы и отправлена на 30 суток в центр временного содержания несовершеннолетних в Ростов. Вот только изменило ли наказание ее душу? Пришло ли раскаяние и осознание вины?
О чудовищном случае, произошедшем на днях в Москве, знают все. Одиннадцатиклассник застрелил учителя и полицейского, а другого полицейского тяжело ранил. Мальчишке «светит» лишение свободы до десяти лет. Перевоспитает ли его тюрьма или, наоборот, превратит в закоренелого преступника? И что заставило его пойти на ТАКОЕ?
О корнях детской жестокости сказано и написано много. Мне запомнилась лекция известного российского психолога Ениколопова. Он говорил о том, что наше телевидение подает нам убийства людей не как преступление, несущее горе, а как способ решения проблемы: нет человека, и не надо отдавать ему долги; нет конкуренции и т.д. С какой проблемой расправился московский школьник? Может быть, она в нем самом?
Дадим слово психологу Центра эстетического воспитания детей и молодежи Г.В. Кондрат:
— За последние два года в нашем городе участились обращения к психологам со стороны учителей и родителей с достаточно тяжелыми отклонениями в психологическом развитии школьников. Опираясь на свой личный опыт, могу перечислить некоторые из самых тревожащих: немотивированная жестокость, самоволие за пределами границ безопасности как для самих нарушителей правил, так и для тех, кто рядом с ними, устойчивое желание уйти от реальности своей жизни в виртуальный мир иллюзий и нездоровых фантазий, «перепутаница» в половой идентификации… На мой взгляд, это все звенья одной цепи: дети лишены главного условия здорового детства – психологической безопасности. Я далека от мысли, что родители и учителя совсем не выполняют свою воспитательную функцию, но считаю, что их усилия на данный момент не компенсируют те «бомбовые» удары, которые наносят по неокрепшей психике и нравственности наших детей Интернет, некоторые передачи и фильмы, транслируемые по телевидению, да и те реальные события, которые происходят рядом с ними и, к сожалению, обнажают перед нашими детьми сущность общества «двойных стандартов». Но, как говорил военрук в моем далеком школьном прошлом: «Никогда ничего не бойтесь. В этом мире на каждое действие есть противодействие. Главное успеть». Я уверена, настал момент, когда нам, взрослым, надо успеть рассказать нашим детям «что такое хорошо и что такое плохо», научить распознавать нравственные «ловушки», взрастить человеческое достоинство и способность не терять стыд (одна из самых главных составляющих понятия «человек»), дать понять и осмыслить «что такое жизнь»… Я часто напоминаю родителям то, в чем уверена сама: самый длительный, энергозатратный и отсроченный по результату во времени – это процесс воспитания. Но другого способа нет, как только последовательно, системно, комплексно, грамотно, терпеливо и длительно строить «Город БЕЗопасного детства» для наших детей.
— Мы надеемся, что в Новочеркасске скоро заработает психологический центр, специалисты которого могут грамотно оказывать помощь родителям и детям, — говорит Галина Валерьевна.
Начальник управления образования И.В. Троценко мне подтвердил: муниципальный психолого-педагогический медико-социальный центр в нашем городе действительно создается. Открыть его планируют в здании вечерней средней школы № 1 на улице Пушкинской. А опытные, высоко-квалифицированные кадры у нас есть: новочеркасские психологи работали даже в Беслане после известной трагедии.
* * *
Впрочем, психологи психологами, а что думают о случившемся дети? Готовы ли они прийти на помощь пострадавшему, осудить чью-то жестокость?
Мы обсуждали историю Светы с юнкорами «Частной лавочки». Я рассказала им, что Яне 15 лет, и до 16 лет ее нельзя привлечь ни к уголовной ответственности за клевету, ни к административной ответственности за оскорбление. Яну могут исключить из школы, если такая мера наказания предусмотрена школьным Уставом. А еще за ее плохое воспитание могут оштрафовать ее родителей.
Я задала ребятам вопросы:
— Что бы вы в этой ситуации сказали Светлане?
— Что бы вы сказали ее маме?
— Что бы вы сказали Яне?
— Что бы вы сделали, если бы это происходило в вашем классе (унижения, оскорбления, избиения Светланы со стороны Яны)?
— Как вы думаете, можно ли еще погасить конфликт (помириться девочкам) или обязательно нужно наказать Яну?
Вот некоторые из ответов ребят:
— Я бы сказал Светлане: не расстраивайся, тот, кто это сделал, получит наказание. Я бы сказал Светлане, что это не конец. Все друзья знают, что написанное в объявлении — ложь.
— Я бы сказала маме Светланы, чтобы она не переживала и успокоила Светлану. Потому что, скорее всего, у ребенка была психическая паника. Ей было тяжело выходить на улицу, когда все смотрят на тебя и показывают пальцем.
— Я бы сказала маме Светланы: «Желаю Вам справиться с проблемой дочери. И лучше переведите ее в школу, где дети будут более толерантны. Или добивайтесь исключения из школы Яны».
— Я бы сказал Яне: “Так делать нельзя никогда, а иначе обернется наоборот. Когда-нибудь это случится с тобой, кто-нибудь пошутит над тобой».
— Я бы сказала Яне, что нельзя все решать на действиях, а можно спокойно объяснить все на словах. Мне кажется, что тот, кто решает действиями, тот намного слабее, чем тот, кто может спокойно разрешить конфликт словами.
— Я бы поддержал Светлану, чем-нибудь ей помог, продолжал бы дружить с ней. Сказал бы, что в лживые записки никто не поверил.
— Я бы попытался погасить конфликт и заступился за девочку.
— Я бы заступилась за Светлану. Если бы они меня не послушали, я бы обратилась к мальчику, из-за которого получился этот конфликт. Мне кажется, он бы на них подействовал.
— Не прямо такое, но подобное было в моем классе. Нужно пройти через все это, стиснув зубы.
— Я бы наказала Яну. Потому что это не шутки и с людьми так обращаться нельзя. А вот можно ли простить Яну, это уже решать Светлане. Сможет ли она забыть все, что натворила Яна?
— Я считаю, что через какое-то время это утихнет. Но захотят ли ждать?
— Возможно, если Яна перестанет издеваться над Светланой, они помирятся.
— Я считаю, что Яну надо наказать, иначе все повторится. Возможно, ее выгонят из школы, выпишут штраф. Но я считаю, что этого мало! Пусть она поубирает улицы города продолжительное время. Будет двойная польза.
Я надеюсь, что девочки, названные мною сегодня «Светлана» и «Яна», прочитают мнение их сверстников. Прочитают и их родители. И в полиции – прочитают. И слова детворы помогут детям и взрослым принять правильное решение в такой непростой, некрасивой ситуации.
Елена Надтока.