Сегодня:

ДИКИЙ ДОН

(Обобщение  отдельных  наблюдений)

 (Окончание. Начало в «ЧЛ» № 1, 11.01.2014г.).

…И  В  САМОМ  СЕРДЦЕ

В Новочеркасске, как в зеркале, та же картина, что и везде, только оттенённые лёгким столичным флёром цвета кажутся более контрастными. Так сложилось не в одночасье: происходившие в небольшом городе на Бирючьем Куту события издавна становились лакмусовой бумажкой для больших общероссийских социальных преобразований – Донская Вандея, 1962-й год, «казачий ренессанс»… То ли ещё будет?

« …на высоченном отроге придонских холмов расположено некое царство. Царство, где всегда хлёсткий ветер и переменчивое в настроении небо.

Небольшой, но и немаленький город Новочеркасск. Не красавец, но вполне пригожий. Не молодой, но и не старый. Часы его жизни отстукивают третье столетие, ловя в отражении циферблата лет бурное прошлое и, наверное, – не очень спокойное будущее.

Но стоит ли загадывать? Стоит ли беспокоить даже собственную судьбу? И всё же… Неодолимо манят беззвучно тикающие Часы Времени», – сказанное год назад нашим земляком писателем Владимиром Конюховым не только восхищает изяществом слога, но и заставляет иначе, более пристально взглянуть на необыкновенный город, задуматься о его судьбе и роли в истории России вообще и Дона в частности.

 

…В 2013 году в казачьей столице случилось доселе неслыханное – впервые за всю постсоветскую историю не был проведён Большой Круг Новочеркасского казачьего округа. И это при том, что Круг должен был быть отчётно-выборным, ведь полномочия окружного атамана окончились ещё в июне – полгода назад!

Несмотря на то, что окружной Устав предписывает  о б я з а т е л ь н о е  ежегодное проведение Кругов, оставшиеся до Нового года считанные дни не позволяют надеяться на соблюдение г-ном окружным атаманом требований и норм  о с н о в н о г о  документа Новочеркасского казачьего округа. Более того, сам Устав Округа (в новой редакции) сокрыт от станичных простолюдинов за семью печатями начальника штаба данного структурного подразделения Войска. В частности, казакам станицы «Средняя», дерзнувшим ходатайствовать об ознакомлении с последней редакцией окружного Устава, начальствующий над штабом Округа чинуша бросил что-то вроде: «Атаман в отпуске, приедет – тогда и приходите, почитаете…». Это что же получается, если Президент России в загранкомандировке, то и Конституция под замком?!122

Анекдотичность ситуации ещё и в том, что всего лишь полтора года назад г-н окружной атаман, всячески упражняясь в острословии, не упускал возможности прилюдного «упрёкометания» в огород бывшего градоначальника. Дескать, мэр, всячески отсрочивая свой ежегодный отчёт перед депутатами городской Думы, ведёт себя «не по-мужски», «трусливо прячется», «бегает от доверивших ему управление Новочеркасском» – ну и прочие штампованные речевые клише. Воистину, в чужом глазу…

Глядя на эту вялотекущую «атаманофрению», не отучившиеся самостоятельно мыслить казаки начали роптать и всё более требовательно говорить о том, что давно уже назрела необходимость не только «внутриокружной инвентаризации», но и подготовки пакета документов для судебного разбирательства с виновником(-ками) многолетнего системного подлога, заключающегося в многочисленных фальсификациях и подтасовках документов, фактическом обмане Президента и Правительства России. Причин тому несколько:

А) В официальном письме на имя одного из жителей Новочеркасска от 11.03.2011 № 11.1/20-Г директор Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений области утверждает, что численность Округа составляет «до 1,5 тыс. человек»;

Б) 07.07.2011 г. на официальном портале Правительства Ростовской области появляется информация, согласно которой численный состав Округа составляет 2711 человек;

В) 26.11.2011 г. газета «Донские войсковые ведомости» размещает на своих страницах информацию, согласно которой количество казаков Округа составляет 3369 человек;

Г) Весной 2012 г. в газетах «Казачья столица» и «Новочеркасские ведомости» в публикации под названием «Краткая информация о проделанной работе Новочеркасским казачьим округом в 2011 году» озвучено следующее: « …к участию в мероприятиях округа было привлечено в 2011 году 6213 человек».

Д) В настоящее время на официальном сайте Администрации города говорится о том, что численный состав Округа составляет 1670 человек.

Это на бумаге. В действительности при проведении торжественных общегородских мероприятий в 2010-2013 гг. атаману Округа ни разу не удалось собрать казачью «коробку» численностью хотя бы 100 человек.

И финальным аккордом, подводящим резюмирующую черту под торжествующим в нынешнем Округе беззаконием и процветающим очковтирательством, может служить полученное казаками станицы «Средняя» из Главного управления министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области письмо-ответ от 11.11.2013 № 03-16885, где русским по белому сказано: « …казачьи общества, зарегистрированные на территории города Новочеркасска, в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации  н е  в н е с е н ы».  Тот случай, когда вместо «аминь» хочется сказать «амба»!..

Становится понятным, почему в преддверии Большого отчётно-выборного Круга Новочеркасского казачьего округа (нет, ну состоится же он когда-нибудь, в самом-то деле!) до настоящего времени не обозначились потенциальные кандидаты на атаманскую должность. Только совершенно отчаянный человек согласится взвалить на свои плечи бремя руководства абсолютно фантомным образованием. Бумажный Округ в реальности представляет собой ежевечерне запираемую на засов г-ном начштаба крохотную каморку на втором этаже городского Дома культуры. Всё остальное – легенды Платовского проспекта, постановочное лубочное действо а-ля х/ф «Кубанские казаки» – ничего общего с наблюдаемой действительностью. (А ведь даже гайдаровский ватажный атаман Мишка Квакин имел полное представление о количестве стоящих за его спиной «штыков», хотя бы – дабы не опростоволоситься перед мальчишками при дуване награбленных яблок!)

Разительно контрастирует с так называемым Округом лишь один-единственный из его учредителей – станица «Средняя». Только с октября 2010 года по декабрь текущего года списочный (а в случае с названной станицей и фактический, подтверждённый реальным строевым смотром!) состав станичников (без учёта членов семей) увеличился на 56,5 % (с 345 до 542 человек), что по состоянию на сегодняшний день составляет 32,4 % от всего списочного состава казаков Новочеркасского казачьего округа (1670 человек – последняя количественная «версия», размещённая на официальном сайте нашего города).

Определяя наиболее важные и приоритетные направления деятельности станицы на перспективу, Правление станицы понимало и учитывало особенности современной эпохи, когда процессы глобализации и интернационализации внутри- и межгосударственной, общественной и частной жизни просто-напросто не позволяют казакам 21-го века жить исключительно «интересами одного дня». Ярким свидетельством такого понимания может служить разработанная и принятая станичным Кругом Программа развития общины на пятилетний период. Примечательно то, что в настоящее время ни Новочеркасский казачий округ, ни одна из других пяти входящих в его состав станиц, не имеют какого-либо аналогичного, рассчитанного на перспективу программного документа. Более того (как бы ни было грустно это констатировать), до сегодняшнего дня так и не озвучил свою футурологическую программу избранный шесть месяцев тому назад Войсковой атаман. Зато озвучил много такого, что стало ясно: лучше б ему и впредь воздерживаться от публичных выступлений…

Парадоксально, но самая сильная станичная община получает из окружной темницы городского Дома культуры не пироги да пышки, а лишь синяки да шишки. Что, в общем, не удивительно, ибо не ново – ещё десять лет назад новочеркасский краевед Вячеслав Фетисов писал: «Казаков, стоявших у истоков возрождения, стали лишать мандатов на Круги. На Кругах стал употребляться термин «Казачество», который относит казаков не к народу, а к сословию. Расказачивание стало проводиться другими методами. Многие из участвовавших в возрождении впоследствии были куплены путём зачисления их на оплачиваемые должности и стали участвовать в расказачивании». Вот и сегодня, облечённые властными полномочиями кликуши и откровенные негодяи, брызжа слюной и захлёбываясь от порождённого завистью бешенства, бомбардируют станицу и её атамана невразумительными писульками-пугалками в коих, как пел Высоцкий, «кричат, что я у них украл луну, и что-нибудь ещё украсть не премину – и небылицу догоняет небылица…».

Благо адекватный коллектив станицы знает подлинную цену и подобным клеветническим изрыганиям, и их лицедействующим авторам – трагикомичным персонажам из гримуборной городского ДК, денно и нощно занятым сочинительством лживых пасквилей. Людей не обманешь. Тиражированием сплетен никто на станице заниматься не стал. Некогда. Своих дел по горло.

* * *

«Есть в океане некоторые некрупные стайные рыбы, которые при нападении хищников реагируют, по мнению учёных, неадекватно. Им бы разбежаться, чтоб ловить трудней было! А они, наоборот, сбиваются в подобие довольно плотной сферы. Жри себе, акула или тунец, с удобством в куче пищи. Странно… Глупее тараканов, что ли?

Биологи, те, которые ихтиологи, полагают, что рыбы поступают всё же правильно: у хищника разбегаются глаза, и он дезориентирован мельканием массы трудноуловимой добычи под носом – т. е. ему труднее охотиться в куче добычи, чем гоняться за каждым поодиночке. Мол, суньте руку в аквариум и попробуйте сами. Серьёзно!

<…> Умный прячет лист в лесу, а рыбу – в стае. Каждая спасает исключительно себя, прикрываясь другими в их огромном числе. С математической точки зрения – это оптимальное действие для снижения вероятности погибнуть до минимальной, приемлемой. <…> каждая рыбка сама по себе – ничто, а природу интересует только стая целиком. <…>

И на опасность эта стая, система, куча, – реагирует всегда одинаково: она сжимается! Угроза жизни? – уплотниться, сжать ряды, повысить концентрацию энергии системы!», – вот так образно известный писатель Михаил Веллер обрисовал то, что философия энергоэволюционизма величает «системообразующим инстинктом».  Ему удивительно созвучно (хотя и с приличным разбросом во времени) вторит один из зачинателей-первопроходцев казачьего движения в Новочеркасске Анатолий Болтенко: «К концу 80-х годов всё население страны находилось, так или иначе, под информационным биполярным давлением. Общество идеологически было разделено на две составляющие части. На тех, которые «ЗА» и которые «ПРОТИВ». Причём, если говорить об истинной вере в свои идеалы «ЗА» и «ПРОТИВ» большинства людей, приходится констатировать, что веры-то и не было, по сути. Была внешняя мимикрия, приспособление, вызванные назидательными уроками выживания в условиях многолетнего прямого террора со стороны государства. Это и сыграло со всеми нами злую шутку, когда советско-коммунистическая идеология рухнула. Что бы сейчас ни говорили, а за советскую власть воевать никто не кинулся, за сохранение СССР никто воевать не стал. Началась вакханалия выживания, единственной идеологией которого был лозунг «Каждый за себя». Вспомните… Ведь это была самая настоящая психическая пандемия страха. Это был армагеддон человейника, которому приходит жуткий конец. Терялись самые, казалось, простые ориентиры в жизни. Миллионы не знали, что будет завтра. Миллионы не знали, как накормить детей и как выжить самим. Все крутили головами в поисках информации, которой можно было верить. Все искали лидеров, которые расскажут куда идти и как выжить. Именно тогда сработал инстинкт природный, естественный, пожалуй, для всего живого в условиях сложных для выживания индивида. Инстинкт стаеобразования. Вспомните, сколько таких стай тогда образовалось. Они росли как грибы. На глазах образовывались клубы по интересам, клубы по политическим предпочтениям. Именно тогда возникли первые партийно-комсомольско-бандитские ассоциации, ставшие сегодня средним и крупным бизнесом. Именно тогда появились и наиболее сильные националистические объединения, которые одних привели к образованию независимых стран, других к относительной национальной автономии, некоторых к крушению надежд. Именно тогда, такие как я, нашли некоторое успокоение и ясность в дремавшем в подсознании стремлении к природному братству, единению, чувству локтя, чувству надёжного тыла. Только потом пришло понимание, что эту надёжность мне давало именно и только – казачье братство».

А раз мы постепенно приходим к выводу, что абсолютно любой биологический вид движим инстинктивным чувством гуртования в единые сообщества себе подобных, все вопросы целесообразности общинного станичного хозяйствования (пущай и в третьем тысячелетии) отпадают сами собой. Когда в среде многократно обманутых людей выработалось иммунное недоверие ко всему новому (грядущее ГАУляйтерство) вкупе с сознанием бессмысленности и тупиковости старого (пожизненная скамейка запасных в ВКО-шных стойлах), остаётся одно – выстраивание согражданства в рамках общежития своего этносоциума.

И для такого общежития, оказывается, не нужны никакие «смотрящие», «кураторы», «уполномоченные по калмычеству» и иже с ними. Нужно одно – определённая критическая масса единомышленников. Всё. Более ничего.

Именно поэтому, перестав ломать шею в беспрестанном задирании головы вверх с целью разглядеть в сокрытых облачной завесой гибельных высях властвующую вертикаль, станица «Средняя» начала налаживать прочные  г о р и -з о н т а л ь н ы е  связи с такими же протрезвевшими от сказок чиновных краснобаев станицами и организациями. Всё меньше парадов и околоярмарочных хороводов – всё больше реальных дел: заключаются договора социального партнёрства и рамочные соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности с казачьими общинами и образовательными учреждениями, завязываются новые знакомства, налаживаются партнёрские (в том числе экономические) отношения. Причём процесс протекает очень органично, без внешних толчков-импульсов – как со стороны станичников, так и со стороны друзей станицы.

Оказывается, не только хворь способна к стремительному вирусному распространению, но и выздоровление может быть не менее «скоропостижным».

* * *

В далёком уже 1997 году новочеркасский атаман Геннадий Недвигин, отвечая на вопросы журналистов, сказал: «С 1989 года казачество занимается возрождением. Я понимаю его по-своему, другие – иначе, третьи – никак.

Так жизнь устроена. Чего мы добивались? Признания и положения. Как можно добиться этого? Только если есть финансы. Я пришёл позже, и мне в администрации говорили, показывая на других атаманов, вот, мол, они дураки, а Вы-то можете взять власть в свои руки. Я шёл, как торпеда, вникал, изучал проблему. Сегодня дело <…> в финансах». Спустя два года, беседуя накануне своего убийства с известной донской журналисткой Натальей Андреевской, Геннадий Петрович фактически продублирует свою мысль: «Экономика – вот что главное для казачества. Я это первый понял. Политика образуется сама собой, если мы будем сильны экономически…».

Он понял первый и первым ушёл – неудобный, несговорчивый, неуправляемый. Его не смогли «отформатировать» ни угрозами, ни посулами – только автоматными патронами определённого калибра. Однако и сегодня слова Атамана звучат чрезвычайно злободневно. Добавим к ним необходимость организовывать и развивать органы местного территориального общественного  с а м о у п р а в л е н и я*  (для старта – на базе низовых казачьих общин) – и можно считать вектор поступательного движения станицы определённым окончательно.

Александр Писаревский, казак станицы «Средняя».

Декабрь 2013 года, Новочеркасск.

* — Когда работа над данной публикацией была уже практически завершена, буквально на следующий день Президент России В.В. Путин обратился со своим традиционным ежегодным Посланием к Совету Федерации, неожиданно прозвучавшим в унисон стародавним чаяниям многих станичников. В своём обращении глава государства особое внимание уделил именно вопросам местного  с а м о у п р а в л е н и я,  акцентировав внимание на необходимости всяческой поддержки гражданской активности «на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом». Подробно и обстоятельно было сказано о необходимости широкой общественной дискуссии, причём «с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение».

Одним словом, именно сегодня, когда кто только не пытается втянуть казачью массу в околополитические блудни, ситуация с Посланием Президента порядком напоминает сцену из шолоховской «Поднятой целины»: «Тут газетка дюже антиресная проявилась <…> и в ней пропечатанное письмо председателя всей партии. <…> …выходит так, что разлучает эта газетка нас с вами! <…> Ить наш председатель Совета <…> подтягивал нам подпруги неплохо, дыхнуть нечем было, а ить хороший хозяин по песку, по чижолой дороге лошади чересседельню отпущает, норовит легше сделать… Ну, мы раньше, конешно, думали, что это из центру такой приказ идёт, масло из нас выжимать <…>. А зараз получается <…> хлеборобу лёгкая дыхания <…>. Раз сам хозяин стал нам в защиту, то чего же нам на сторону лезть?» (Примеч. автора.)