Сегодня:

22-го декабря 2013 года в доме-музее Грекова состоялась выставка трех молодых художников. Три прекрасные молодые девушки порадовали своим творчеством ценителей изобразительного искусства.

Под мелодии в исполнении хорового коллектива «Покров» началась торжественная часть. Звонкие детские голоса лились, как ручеек. В доме-музее даже было слегка тесновато для всех желающих присутствовать на мероприятии.

Трио художниц дебютировало здесь после окончания училища, тоже носящего имя М.Б. Грекова в 2009 г. Это — Мария Григорьевна Сидельникова, Светлана Рафаиловна Иванова, Юлия Олеговна Козлова. Сейчас М.Г. Синельникова и С.Р. Иванова — преподаватели Новочеркасской художественной школы им. Дубовского и Ростовского художественного училища.  А  Ю.О. Козлова учит детей в школе искусств поселка Каменоломни. С благодарностью отзываются участницы выставки о своих учителях: Ю.В. Давиденко, В.И. Мамонтове, И.В. Шепеле. Художницы — приверженцы традиционной реалистической школы. На выставке представлены живопись, графика, постановочная фотография. Отдельные композиции выполнены даже совместно.  614

На многофигурной композиции («Старожилы», х.м., 2012 г.) изображены фигуры пожилых людей, продающих цветы и фрукты на фоне стены церкви. Общий тон умбристо-охристый. Много в композиции декоративно-плоскостного. Объем одежды не везде прописан. Преобладает геометрический орнамент без складок. Всего семь фигур, из них пять женских и две мужские. Они разделены на две группы. Четыре сидящих женщины и мужчина в соломенной шляпе с широкими полями. И справа мужчина в майке и комнатных красных тапочках на раскладном стульчике в замысловатой позе, нога за ногу. Рядом с ним стоит женщина в длиннополом, в оранжевую вертикальную полоску, сарафане.

Композиция по приемам напоминает латино-американскую живопись 60-х годов. Нужно доработать еще лица. Из тона выбиваются руки мужчины в сомбреро. С рукавами его кителя тоже непонятно. Картонный коробок перед ним не стоит на плоскости асфальта. Задачи, стоящие перед авторами, довольно сложны. Не просто увязать фигуры людей между собой, но еще и предметы рядом с ними. Слишком ярко-белая блузка третьей женщины справа лишает центра композицию. Работу еще предстоит продолжить. Не случайно обзор выставки начинается именно с нее. По художественным задачам она наиболее сложна. А так это пока двухметровый этюд, “подмалевок”.

К композиции «Поселок Кадош»  (х.м.,  2012 г.) М. Сидельниковой вопросов абсолютно нет. Есть и пространство, фигуры гармонично соединены в единое целое. Передано настроение знойного летнего трудового дня.6,114

Интересны рассказы в красках («Беседа»,  х.м,  2013 г.) о молодых  мамах с детьми. По средствам выражения преобладает минимализм. Плотное плоскостное письмо без многослойных лессировок или лепкой мазком.

Сейчас любой художник может выбирать стиль и технику исполнения, которая ему по душе. “Бульдозерные” выставки и разгромные худсоветы стали историей. Школа, которую проходят живописцы, имеет значение бесспорно. Афоризм Дали «научитесь писать, как старые мастера, а потом пишите, как хотите» знают все. Но на каком-то этапе школа может стать препятствием для творческого роста. Большинство выпускников художественных училищ и вузов не становятся художниками вообще. И самое лучшее, что они написали, это ученические постановки. Не каждый решится сейчас посвятить себя искусству. В советские времена правила игры были ясны. Отдал дань идеологии и твори. Теперь все намного жестче и сложнее. Опеки государства нет, но есть рынок. Он диктует правила. С трудом можно определить, когда художник был свободнее. В рамках идеологии или нынешней навязанной конъюнктуре галерейщиков.  Часто приходится слышать вопрос: «По каким критериям можно определить, является ли картина шедевром?».  Ван-Гог вообще при жизни продал пару работ всего и не думал ни о каком признании. Передвижники Н.А. Ярошенко и В.В. Верещагин были военными и считали себя художниками-любителями! Чехов принимал в год до тысячи пациентов под Москвой бесплатно и считал “своей матерью – медицину, а литературу – мачехой».  Перед преподавателями из “Грекова” тоже можно преклонить голову сейчас, они «не прогибаются под изменчивый мир» и не думают о наградах, а просто делают свое дело.

Акварельный женский портрет  («Мария», б.акв.,  2013 г.) с элементами сюрреализма.  Женщина закусила удила из гирлянды цветов и фантазий. Из сомкнутых уст льется музыка сфер. Смелая идея и неожиданное воплощение. Вполне приличны портреты маслом и акварелью молодых людей. Пасмурное настроение в станковом пейзаже («Туман», х.м.,  2011 г.).

Из графики самое яркое впечатление произвели листы Светланы Ивановой с архитектурными мотивами Новочеркасска. Энергичный вертикальный  штрих неба над желтым зданием поликлиники НПИ завораживает («Утро», б.паст., 2013 г.). Легкие наклоны, искажения пространства в этом листе придают дополнительную динамику. Такое ощущение, что даже слышно, как несется «раздолбанный» трамвай по склону.  Пожилые женщины и коты у двухэтажных домов в стиле модерн, пасмурная погода добавляют минорные нотки. Тоска, потерянность, провинциализм. Соединение натурности и стилизации передают настроение светлой щемящей грусти («Светлая ночь», бум. пастель, гуашь, 2012 г. ) Кстати, тема ускользающего времени  звучит в композиции Марии Сидельниковой («Осень», х.м., 2013 г.). Представлен вид сверху. Под маленьким деревцем с оголенными ветками присел отдохнуть работник садового участка.

Много еще интересных работ, зритель по достоинству оценит их. Художницы талантливы несомненно, но им предстоит еще много потрудиться, чтобы прийти к подлинному мастерству. Больше уделять внимания оформлению и законченности картин. И работать, работать, работать и не успокаиваться на достигнутом. Мне очень нравится эпизод из фильма «Визит к минотавру» по роману братьев Вайнеров. Где скрипичных дел мастер Амати томит ученика Страдивари и не выдает всех секретов мастерства. Он ему говорит: «Даже если я тебе все расскажу, ты не воспримешь этого, а превратишься в жалкого подражателя-ремесленника». Но когда  Антонио сварил свой лак, его наставник дает ему деньги на открытие собственной мастерской.  Главное томление, самоуспокоенность лишает движения вперед.

Спасибо В. Лиховидовой и Е. Еременской за блестяще организованное мероприятие. Авторам – пожелания творческой смелости, дерзновения. Любой вид искусства несет всегда созидательное начало и радость для зрителей.

 Сергей Шабанов, искусствовед.