(эти и другие стихи – Жени Гудкова)
В Новочеркасске – культурный народ, с этим не поспоришь. Коллега, урожденный новочеркасец, побывав на стажировке в Москве, был неприятно удивлен: люди в магазинах не придерживают двери, в метро и общественном транспорте не употребляют слов «спасибо», «пожалуйста» и «извините», не говоря уж про немотивированную агрессию, например. Говорят, что настоящих москвичей уже не осталось. Но все приезжие думают, что это они самые и есть. Но это просто к слову. Уровень культуры и степень цивилизованности общества определяется отношением к слабейшим – старикам и детям.
«Новочеркасск – он так красив, но стар и молчалив. Новочеркасск вы полюбив, сможете пережить ненастье. Желаю я вам много сил, ну и, конечно, счастья…»
В обычной школе Новочеркасска на городской окраине учится мальчик, про которого директор Татьяна Юрьевна Романова в шутку говорит: «Значит, я не совсем плохая, если ко мне такие дети учиться приходят…» Когда Женя пошел в первый класс, вся семья его очень переживала, а мама выдержала год и пришла работать в эту же школу. Ирина Павловна Гудкова ведет кружок дополнительного образования, учит детей художественному творчеству, нужным умениям, как из самых простых, доступных материалов делать красивые и полезные вещи.
«Осенью кружатся розы лепестки, словно парашюты, падают они. Листья зеленеют прямо в облаках, а потом редеют в ветреных местах…»
Роды были очень сложные, и ребенку поставили диагноз «поражение центральной нервной системы». В Санкт-Петербурге в обычной детской поликлинике уточнили, что это «детский церебральный паралич», и направили на лечение в специализированную больницу Святой Ольги.
И началась такая жизнь — три месяца в больнице, месяц дома.
«С больными детками лежат одинокие мамочки, папы все детей побросали», — сказала Ирина горькую правду. Их папа Леонид Гудков не просто не оставил семью, а еще и поступил в военную академию, чтобы иметь возможность лечить сына в Санкт-Петербурге, отдать в специализированный детский сад, где детям делали массаж и занимались с ними гимнастикой, и все время поддерживать семью, быть рядом с Женей и Ирой, не расставаясь.
Просто нормальный отец, не герой. И Ира – не героиня, она просто обычная мама. Необычный в этой семье только Женя. Врачи говорили, что если ребенком не заниматься, мальчика ждет инвалидная коляска на всю жизнь. В 6 лет он пошел в нулевой класс в интернат для детей с физическими недостатками. Потому, что там с детьми очень хорошо занимались спортом. Из интерната выходили параолимпийские чемпионы. «Дети хорошие окружали его, но не домашние. Однажды Женя нашел червяка и показал его другому мальчику. Тот его взял и съел. Моя мама, она тоже учительница, Анна Артемовна Морозова, настояла на том, чтобы Женя пошел учиться в обычную школу. Испугалась, что он просто начнет деградировать…»
«Мама моя любимая смотрит когда на меня, я замираю, друзья. Ее глаза, как земля и небо, ее взгляд – как лунный свет, и лучше мамы нигде нет…»
«Мозги его уже были готовы не просто к учебе в первом классе…»
Женя любит книги с момента своего рождения. «В 4 месяца сын слушал «Доктора Айболита» и смеялся в нужных местах! Ему не нужны никакие подарки, только книги. Он постоянно с книжкой. В 8 месяцев ему надели очки. С книжкой под мышкой он уже тогда был похож на маленького профессора. Заговорил он в год и два месяца, и на приеме у врача уже отгадывал загадки. В два с половиной года буквы складывал в слоги, а в пять лет уже научился читать. Много знает и щедро выдает свои знания, делится всем, что знает, со всеми, кто его окружает.
Его и в школе называют «наш профессор». Дома — сорок томов энциклопедий и несколько лабораторий. Женя увлекается химией, изучает законы физики…
Компьютер освоил с папой: делает презентации, набирает тексты, составляет таблицы…
«А почему выбор пал на школу № 12?» — «Я хотела…» — «Поцентровей, постатусней!» — подсказывает Татьяна Юрьевна. «Но я подумала, и что-то меня остановило, — продолжает Ирина. – «А эта школа поближе к дому, и мы пришли сюда. Спасибо директору, что взяла. Учительница начальных классов Ольга Анатольевна Кириченко — терпеливая, спокойная, выдержанная. Два образования, еще и математика. Большое спасибо ей, что детям в классе все объяснила.
А я боялась, что он не сможет сам писать. Хотела даже ноутбук купить, чтобы он просто нажимал на клавиши. Но он научился…»
«Да вы просто поговорите с ним, это же такое удовольствие!» — предлагает директор Романова.
«Ночь настала, месяц всходит, детям хорошо. Новый год стучится ночью в белое стекло. Замороженным рисунком он рисует лес, и, не веря предрассудкам, звезд рисует блеск…»
Приходим в класс. Женя сразу обращает на себя внимание. Очаровательный, глазастый, ушастый, просто мультяшный мальчишка. Начинаем беседу, и нас тут же окружают его одноклассники.
Директор Татьяна Юрьевна говорит: «Мы рады, что у нас есть такой Женька. И дети привыкли — что мелкие, что взрослые…» Ирина добавляет: «Идем с ним, а все здороваются: «Жень, привет!» Я удивляюсь: «Откуда ты их знаешь?» И за руку водят, и портфель носить помогают. Я ругаю его: «Ты что, сам не можешь?» Дети в нашей школе добрые. Я боялась, но Бог оглянулся на нас. Месяца три я боялась, что его нечаянно толкнут. И учительница, как оказалось, боялась.
Пятерки у него по всем предметам начиная с первого класса (сейчас он в третьем). Любимые уроки – естественные науки, которые пока называются «Окружающий мир». Женя пишет стихи и прозу. И еще поет, «сердцем и душой», как утверждает Татьяна Юрьевна, тут она не может удержаться от слез. Женя ходит учиться вокалу. В их семье никто не пел, он первый. А мама у него талантливая. Как только замечает склонности сына, сразу же начинает развивать его в этом направлении. И папа такой же.
«Мне повезло с тобою, папа. Когда приходишь ты домой, я слышу голос твой родной…Ты красивый, добрый, ясный, ты – мой папочка прекрасный!…»
Женя написал письмо Деду Морозу примерно в таком духе: « Я не расстроюсь и не обижусь, если ты мне не ответишь, но как зовут твоих коней, неужели «Декабрь, и Январь, и Февраль»? Подаренный ему диск со сказкой он назвал «неопровержимым доказательством существования Деда Мороза».
Ирина считает, что в социальном развитии Женя отстает. Но это и привлекает к нему сердца. Детская непосредственность и чистота, интеллект и эрудиция умницы, который хочет все знать. Он замечает то, чего никто не замечает, а когда люди спрашивают, зачем ему все это, говорит: «мне очень интересно». Может зайти к директору и сказать: «У меня есть к вам предложение!», «А я считаю, что…», «Я думаю, что…» При случае расскажет притчу. Про бабочку на ладони. «Все в твоих руках…»
Когда психолог спросила у Жениной одноклассницы, какой он, девочка ответила: «Он добрый…» Талант этой семьи еще и в том, что мальчика, столь разительно отличающегося от других, в которого были вложены просто несколько жизней, воспитали в уважении и дружелюбии к людям. Он не чувствует себя особенным, скорее равным, принимая весь мир без исключения, который мог быть таким неприветливым, а оказался теплым, дружественным, захватывающе интересным. Как мы к миру, так и он к нам. И мир так же нужен этому мальчику, как и третьеклассник Женя этому миру. Как и все мальчики, девочки, и все, что из них вырастает.
«Осень дома чаек пьет, над землей летает. Звери осенью в чулок листья собирают…Птицы перелетные от нас улетают, птицы нам зимующие песни распевают. Осень видя это все над землей летает, и своим большим крылом листики срывает…»
Женя спросил однажды у бабушки, которую очень любит: «Как ты думаешь, для меня осталось место в истории?»
Марина КОРВЯКОВА.