Сегодня:

«Люблю Родину, российский спорт и необъяснимый характер русских спортсменов…» — написала в своем резюме Лариса Алексеевна Стратийчук, преподаватель общеобразовательной школы № 24 на Хотунке, когда только вступила в борьбу за право пронести олимпийский огонь по родному городу. Наша землячка победила, набрав 12636 голосов. Таких неотразимых фанатиков нашлось лишь пять в Ростовской области и всего 208 во всей России. «У меня есть государственные награды, но держать в руках олимпийский огонь – это самая дорогая и почетная для меня награда…» — так завершила Лариса свое сочинение.  IMG_9609

Ну что тут скажешь? Люблю необъяснимый характер русских женщин.

Яркая блондинка с огромными карими глазами и длинными ресницами, хрупкая и крепкая одновременно. Две дочери, трое внуков. Школьная учительница физкультуры с двумя образованиями и тридцатилетним педагогическим стажем, который пришелся ровно на самое тяжелое для бюджетников время. Лариса Стратийчук, один из двенадцати факелоносцев, которые пронесут олимпийский огонь по Новочеркасску.

—   А сейчас любят уроки физкультуры?

—   Если урок интересный. Он должен быть обдуманным, с высокой моторной плотностью, чтобы некогда было отвлекаться. Грамотный урок. А для учителя физкультуры  обязательно хорошо выглядеть, быть стройным, подтянутым, чтобы дети видели, как много дает спорт. Симпатия должна быть. И пусть ученики многое знают об учителе.

—   Как, окончив горный факультет НПИ, вы стали учителем физкультуры?

—   Не поехала по распределению, осталась в Новочеркасске, потому что в 18 лет родила ребенка. С мужем мы со школы были вместе. Любовь длинная была. (Валерий Стратийчук, известный новочеркассий футболист, детский тренер по футболу, умер пять лет назад). Дочка подросла, надо было в садик, а здесь все налажено. Но я еще в школьных сочинениях писала, что хочу быть учителем физкультуры. И до сих пор детям говорю: «Вы не представляете, что такое нелюбимая работа».

—   А вы всегда дружили со спортом?

—   Я с детства с баскетболом. С пятого класса играла за сборную 9-й школы. Мы за школу во всех видах спорта выступали: настольный теннис, легкая атлетика, баскетбол. Звезд с неба не хватала, но активная была. Тогда НЭВЗ привечал деток, мы выступали за завод. С седьмого класса 25 лет подряд играла за сборную электровозостроителей. Была капитаном. Мы непобедимые были, нас боялись соперники…

—   И как любимое дело стало профессией?

—   Мне близок спорт всю жизнь. А в 90-х началась полоса, когда в школах не платили денег, и учителя стали уходить. Вместо них брали просто спортсменов. И вот 30 лет назад, те, кто знал меня, предложили место учителя физкультуры. И, уже работая в школе, я поступила и заочно окончила Ростовский пединститут. Там я была лучшая ученица. Ну, тут уже учиться было легче, половину предметов мне зачли. И сама уже была взрослая, сознательная — двое детей. Добросовестно посещала все занятия, и мне «автоматами» отметки за экзамены ставили. Институт многое дает. Когда близкие к спорту люди говорят, что этой близости достаточно, чтобы преподавать детям, я вспоминаю институт с уважением и благодарностью. Есть образование — и речь другая, и терминология.

Свой предмет люблю и уважаю, даже обидно бывает, что его называют «физрой». Но это уж как администрация школы установит, таким и будет отношение к спорту в коллективе. А я пережила пятерых директоров школы. Проработав 30 лет, я не могу скакать с места на место. Школа маленькая, но уютная. Ни я не дам своих коллег в обиду, ни они меня не дадут. Двор чудесный, ни в одной школе города нет такого двора. Весной и осенью здесь хорошо. Летом двор зарастает травой. Косят заводчане, которым взамен разрешаем играть на нашем поле в футбол. Изо всех пятерых директоров Чуркин Дмитрий Владимирович больше всех внимания уделяет спортивному воспитанию.

—   А ваши собственные дети – кто они?

—   Старшей дочери 38 лет, младшей – 33. Помня ошибки своей молодости, не настаивала на учебе в новочеркасских вузах, и они в соответствии со своими задатками закончили: старшая — факультет английского языка Ростовского педуниверситета, а младшая – филиал …? Санкт-Петербургского университета культуры. И дочери идут на работу с душой, и я очень рада этому. Я не устаю повторять: поступайте, как вам подсказывает сердце. Не бойтесь совершать поступки.

—   Чего вы добиваетесь от своих учеников?

—   Я хочу, чтобы помнили мои уроки, чтобы меня не подвели. Когда у нас в городе еще было военное училище, меня как учителя благодарили за хорошую подготовку мальчиков, которые становились курсантами. Целенаправленно готовила – мальчиков на военную службу, девочек – как будущих мам. Я любила классное руководство, была завучем по воспитательной работе. Мои классы занимали первые места в соревнованиях, в конкурсах. Я не люблю проигрывать. В спорте был поражения, в профессии – нет! У меня убеждение, что не может быть «не так», должно быть «так!» Искреннее взаимопонимание начинается в 10-11 классах: дети уже воспитанные, понимающие. А с 5-го по 9-й классы – это труд, причем с обеих сторон. За 30 лет я уже знаю эту процедуру. И не обходится без принуждения. Ленивцы были, есть и будут. И форму будут забывать. Есть такие вещи в воспитании, которые не требуют согласия детей. Явление временное, но результат будет. Мы все должны понимать значение слова «надо».

—   Откуда в вас сила?

—   Видела маму сильную, как она все делала сама, и говорила, что надо надеяться только на себя. Если не я, то кто? Голос громкий, говорю четко. Командный голос. Классы по 30 человек. Привыкли, что громко. Еще я говорю: учитель физкультуры без свистка – не учитель. Он не должен кричать, он должен свистеть. А дети – реагировать. Вот этот выпуск самый любимый, я его веду с пятого класса. Он экспериментальный, вместо двух часов они занимались физкультурой три часа в неделю. Не каждая школа могла себе это позволить. Вот они уйдут – хоть сама уходи. Дети послушные, понимающие, любимые. Семь лет вместе. Я вижу результат. Ежегодно мы победители и призеры городских олимпиад, и эти звания доказываем в области. И еще — стараюсь всех называть по именам. Знаю по себе: как назвали Ларисой – совсем другое дело. Поэтому в 10-11 классах фамилий уже нет.

—   Как вы стали факелоносцем?

—   Я, когда увидела предложение принять участие в конкурсе на сайте «Кока-Кола» в Интернете, сразу подумала о своих учениках: «Давайте, детвора, дерзайте, вы же победители олимпиад!» И услышала: «А вы?» «А я, что я? Ветеран труда, ветеран  баскетбола…» Но задумалась: «Ты, Лара, будешь с факелом бежать! Это ж пробежать и умереть! Войти в историю семьи! Лара, надо!» Зарегистрировалась на сайте, написала сочинение, поместила фотографию. Открыла свою страничку и начала агитировать голосовать за себя. Призывала кого могла, своих друзей, друзей друзей и всю страну, и вся Россия стала мне помогать. Но некоторые не верили, что простой смертный может пронести олимпийский огонь. Спрашивали: «Тебе что, делать нечего?»

«А чего именно ты?» А почему не я? Я же учитель физкультуры! Я детей учу! Это жизнь у нас такая, что мы не верим в чудеса. А конкурс научил меня в них верить! Все прыгали, а я выше крыши подпрыгнула! Столько чувств пережила!

—   А что для вас вообще олимпийские игры?

—   Для меня жизнь останавливается. Я люблю все смотреть в прямом эфире. Всю семью подсаживаю болеть. Тем более кричать есть кому: внуки 13-ти, 7-ми лет и 5-ти месяцев. Дочери в спорт не пошли, но ведут здоровый образ жизни, делают пробежки по утрам. И дети мне сказали: «Мама, давай!» А когда я победила, были рады и гордились мной. Подняла свой рейтинг в семье. Но пока занималась конкурсом, много сил и здоровья положила. Никогда столько не сидела за компьютером. Я сделала это, понимая, что просто так в число факелоносцев не попаду. Знаете, как люди хотят пронести огонь и не могут!

—   У вас настоящий спортивный характер. А вы поедете в Сочи «болеть»?

—   Купили билеты на скелетон, биатлон, хоккей, на другие соревнования еще будем покупать. Поедем я, старшая дочь и старший внук.

—   Как относитесь к разговорам, что «вместо Олимпиады лучше бы…» — ну, дальше много вариантов…

—   Не все любят Родину. Я могу даже поссориться. Но стараюсь аргументы привести. Воспринимаю страну как семью. А если бы не было Олимпиады? Все стало бы хорошо? Это же несопоставимо. Миссия этого события мирового уровня – объединить страну. Не зря эстафета идет по городам у нас на глазах. Если нет патриотизма ни в чем, то есть хотя бы российский спорт, молодые ребята, чемпионы, которые выступают за Россию. Вот критикуют спортсменов. А ты бы хоть раз прыгнул! Ругают Россию. А это же мы! И если бы не олимпийская стройка, так и не было бы у нас таких прекрасных горнолыжных, санных и биатлонных трасс, таких фантастических дворцов спорта…

—   Легко ли так высоко держать планку?

—   А как? Бросить школу, бросить детей и сидеть на пенсии? Но даже у меня не хватит воли, чтобы заниматься спортом. А на уроках я с детьми делаю развивающие упражнения по нескольку раз в день!

Марина Корвякова.