Сегодня:

«Субботы Мои соблюдайте, ибо это знак между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что  я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13)

чтоц-торы

чтоц-торы

На исходе пятницы, перед заходом Солнца слова молитвы  сопровождают обряд зажигания свечей и Шаббат начинается… Шаббат Шалом! Приход субботы приветствуют в Еврейской общине Новочеркасска.

Стол, накрытый праздничной скатертью, две зажженные свечи, хала – традиционный хлеб, испеченный в виде заплетенной косы, и кошерное вино. Суббота – главный иудейский праздник, знак Завета между Богом и людьми, символ непрекращающегося совместного – Божественного и человеческого – со-творения мира. На протяжении шести дней человек творит, изменяет окружающий мир, владеет им. В седьмой день отказывается от данной ему Богом  власти над миром и передает её Творцу, провозглашая соблюдением субботы верховное главенство духовного над материальным, Бога над миром…

На Шаббате: Сусанна Кулакова, Борис Легран, Лариса Эрихма

На Шаббате: Сусанна Кулакова, Борис Легран, Лариса Эрихма

«Суть любой религии – и в этом они удивительно единодушны – в приближении человека к Богу, что невозможно без поиска своей истинной природы, без обретения себя, — говорит председатель Еврейской общины Новочеркасска Борис Легран. – Самоидентификация  — национальная и религиозная – обязательное условие процесса, который психологи называют интеграцией личности. Невозможно быть с Богом, да и просто с другими людьми, если ты сам себя никак не определяешь, не знаешь кто ты, каковы твои корни. Ни для кого не секрет, что определение себя, как еврея, носителя иудаизма, долгие века было сопряжено с гонениями. Жизнь за чертой оседлости, погромы и Холокост – печальные страницы жизни еврейского народа. Поэтому у нас  в стране как-то не очень принято признаваться, что ты – еврей. Но теперь, когда свобода совести не только юридически закреплена, но и в реальности имеет место быть, не вижу препятствий для того, чтобы человек мог ближе познакомиться с традиционной для него религией, в данном случае – иудаизмом.

Каждый по-своему славит Бога-Творца, религий много, а Бог – один. Как говорили мудрецы: идите разными путями, чтобы познать, что такое путь. В нынешней ситуации цивилизационного кризиса, который сопровождается переоценкой ценностей, экономическими и политическими преобразованиями, главное не то, что нас разъединяет, а то, что объединяет. Традиционные религии традиционны именно в самом главном – в морально-нравственных ценностях, которые нам необходимо сберечь в смутные времена смены эпох. Если внимательно проанализировать священные книги всех мировых религий, то на поверку окажется, что в основе различных религиозных мировоззрений лежат общие принципы единства мира и целостности бытия, созданного и управляемого Божественным Творческим началом, назовите его, как вам ближе, Яхве, Бог Отец, Аллах, Абсолют. Наша разность заключается в том, как мы воспринимаем Бога, как Его образ преломляется через наше сознание – личное и коллективное: религиозное, национальное. Время предъявляет требование уметь создавать разнородные по своему внутреннему составу коллективы, способные решать общие, возникающие по ходу движения жизни, проблемы. Как член Общественного национального Совета г. Новочеркасска, замечаю что представители различных религий и национальностей тянутся друг к другу, готовы работать вместе, осуществлять общие проекты. Сейчас этому способствует политика мэра города Владимира Киргинцева,  нацеленная на объединение различных сил для решения городских задач».

Община образовалась в ноябре 1999 года, первым её председателем был Анатолий Ясеник, личность яркая, одиозная. В 2004 году, сильно нашумев в родных пенатах, он покинул Россию, оставив общину в недоразумении. Из кризисной ситуации организация выбралась, избрав председателем Бориса Леграна. По крупицам восстанавливая авторитет еврейской общины, Борис Германович Легран и его постоянная помощница Сусанна Ильинична Кулакова выстраивали работу, сосредоточив внимание на приобщении евреев к традициям своего народа.

«Община имеет статус религиозной. Одна из основных задач – изучение нашей главной книги  – Торы, — рассказывает Сусанна Кулакова. – Каждую неделю мы проводим Шаббаты – встречи субботы, а также отмечаем праздники по датам еврейского календаря. В составе общины, конечно, много людей солидного возраста, ведь молодежь и люди средних лет учатся, работают, а многие выехали на историческую родину – в Израиль. В нашей религии национальность определяется по матери. Но мы принимаем всех, признающих иудаизм, вне зависимости от степени национального родства».

Изучение Торы, главного письменного источника иудейской религии (в христианской традиции  ей соответствует Ветхий Завет), происходит во время Шаббата, ведь для каждой недели предусмотрен определенный отрывок из Торы. Священная книга дает духовное руководство на всякий день. Житейским путеводителем служит  Талмуд – сборник передаваемой из уст в уста мудрости, долгое время бывший устным источником, так называемым преданием.

Община демонстрирует особое отношение к детям. Здесь реализуется детская программа, куратором которой от Благотворительного фонда «Семейный центр «Ацмаут» является Лариса Эрихман.

«Наша задача – сплачивать семьи, показывать, как в современных условиях можно жить традиционными семейными ценностями, — говорит Лариса Эрихман. – Работаем в нескольких направлениях. Прежде всего, это знакомство с национальными и религиозными традициями. Для этого по субботам проводим детский Шаббат, где детям объясняется значение молитв, а также всего ритуала субботы, ребята также участвуют в общинных праздниках. В рамках благотворительных программ оказываем помощь в приобретении одежды, продуктов питания, возим детей с родителями на экскурсии. За последний год побывали в аквапарке, дельфинарии, выезжали на море в Новомихайловку, хорошо отдохнули семьями. Кроме того, я веду кружок косоплетения, делаем красивые прически, а также занимаемся прикладным искусством. Стараемся, чтобы наши мероприятия было полезны и интересны детям».

…Чтец Торы заканчивал свой рассказ об избитом братьями и проданном в Египет Иосифе, ставшем  в последствие советником фараона и предсказавшим ему семь «тучных» и  семь «худых» лет. Время текло медленно, в ритме библейского повествования.  И мне, христианке  на иудейском Шаббате, подумалось, что истории Ветхого Завета, известные мне с детства, составляющие основу моего религиозного мировоззрения, позаимствованы у Торы, как и заповеди Моисея, являющиеся также законом для всех христиан.

Верно, что надо искать не различия в вере, а то, что объединяет нас – потомков Адама и Евы, чтобы потом не пришлось сказать о себе: «мы ушли от Закона, но так и не дошли да Любви».

Екатерина Гонзалес

На фото: 1. На Шаббате: Сусанна Кулакова, Борис Легран, Лариса Эрихма. 2. Чтец Торы.

Шалом (иврит) – мир. Слово может означать как мир между двумя сущностями (например, между Богом и человеком или между двумя странами), так и внутренний мир или ментальный бала