Во всех смыслах — состоялась. «Лев зимой» — новый шедевр Донского театра драмы и комедии. Его прима на все времена – непревзойденная Вера Федоровна Комиссаржевская могла бы гордиться теми, кто сегодня творит на этой сцене. Публика рукоплескала стоя, как и подобает благодарить артистов за то, что в очередной раз отодвинули предел возможного и провели зрителя сложными лабиринтами познания простейшей истины – миром правит Любовь.
О чем «Лев зимой»? Искусство лишь тогда истинное чудо, когда каждый сможет увидеть то, что стремится найти его душа. Помните старую экранизацию «Золушки», когда добрый волшебник всем присутствующим на балу подарил несколько минут пребывания в мире грез, где каждый был счастлив? Миссия режиссера отчасти схожа с ролью волшебника из этой сказки. Олег Ефремов, выбравший «Льва зимой» для постановки в нашем театре, провел всех, кто создал спектакль, выверенным, творчески взвешенным путем. Сложилось все: органично влившаяся в сюжет музыка (композитор Андрей Волченков), минимализм декораций (художник-постановщик Александр Лютов), в которых вековая тяжесть каменного замка с легкостью меняется, как хитросплетения намерений героев действа.
О дворцовых ли интригах и жажде власти этот спектакль, о коварстве сильных мира сего или трудностях монаршей доли, когда мир ждет от тебя решения: кого из своих детей ты предашь, а кого возвеличишь? И что есть предательство для каждого из героев… «Лев зимой» — тот случай, когда, выходя из зала, уже знаешь, что придешь снова, потому что хочется «перелистать» сцену за сценой, как любимую книгу, потому что чувства и эмоции так стремительно сменяют друг друга, что ощущаешь потребность вернуться к любой из них, потому что в каждом моменте, в каждом диалоге, в каждой мизансцене — свой глубокий смысл.
Кто-то наверняка увидел в этой пьесе, насколько может быть грязна и коварна погоня за властью. Для кого-то «Лев зимой» — пособие по плетению интриг и умению противостоять ударам судьбы с царственно поднятой головой. А кто-то увидел в героях пьесы глубоко несчастных людей. Обреченные стремиться к власти любой ценой, они вынуждены с рождения душить в себе любые проявления человеческих слабостей. А ведь главная из них, она же – главная ценность — зов крови, любовь к своим близким. Насколько безграничной может быть любовь Женщины и королевы (Людмила Ильина, Ольга Ситникова), которая в битве за любимого использует собственных детей как орудия для достижения желаемого? Завидна ли была участь королей, рожавших множество детей, заведомо зная, что это – товар, валюта, требующая грамотного и политически верного вложения?
Ответы на эти и другие, еще более тяжелые вопросы приходят к главному герою лишь на склоне его лет. Зима жизни приносит Льву-Генри (Александр Коняхин) понимание, что он смертельно устал. Он настолько все и про всех знает, что жизнь для него – не более чем пасьянс, в котором ему до мелочей знакома каждая позиция. Ему нестерпимо скучно. Может быть, поэтому он в какой-то момент откровенно глумится над возникающими ситуациями. А может быть, так он прячет свое неизбывное горе от того, что он – король Англии, самый талантливый воин и полководец своего времени, видящий насквозь людей и заговоры, в погоне за собственным величием потерял главное в жизни – крепость семейных уз и любовь своих детей. Попытка спрятать свое одиночество в объятиях юной принцессы – лишь ширма. Он клянется ей в любви, но ее ли так любит король? Женская мудрость, проснувшаяся в Эллис (Мария Андреева, Юлия Пархоменко) подсказывает ей, что Генри любит в ней свою «лебединую песню», и она, смирившаяся со своей участью, тоже начинает драться за власть. Пронзительно жаль королевских детей. Они несчастны каждый по-своему. Откровенно слабый, вечно ноющий Джон (Алексей Бычков); мужественный и бесстрашный Ричард (Эдуард Мурашкин), которого народ короновал блистательным прозвищем Львиное сердце; вынужденный вечно довольствоваться полулюбовью родителей и быть на вторых ролях Джеффри (Роман Пуличев) и французская принцесса Эллис, которой открыто торгует венценосный братец король Франции Филипп (Алексей Ситников) – несчастные дети своего времени.
Чем ближе финал, тем больше старчески сгибаются плечи несокрушимого Генри Плантагенета, а Элинор Аквитанская признается мужу, что умереть для нее – благо. Она устала, он устал. Им незачем притворяться друг перед другом, ведь они – родные, по-прежнему сильно любящие друг друга люди. А все остальное – битва за власть и влияние, интриги и коварство – лишь обязательное, увы, привычное приложение к их влечению друг к другу. Миром правит Любовь, господа… миром правит Любовь.
Ирина Гаврилова.