Сегодня: 25 ноября 5306, Четверг

«Саше случалось знавать и печали:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!»

                                   Н.А. Некрасов.

  На днях на меня «наехали», что, мол, «Частная лавочка» не встала грудью на защиту рощи.  Защищать ее требуется от Администрации города, которая собирается там строить детские садики, а значит, считают многие, пустит под пилу и топор все зеленые легкие города, а отнюдь не один гектар, как о том заявляет.

И я поняла, что мне на это нужно ответить, хотя до того считала, что в 44-м номере газеты от 14 ноября мы объективно отразили обе точки зрения на проблему. Ну, что ж, раз этого оказалось мало, вернусь к вопросу.

Оправдываться не буду, но свою позицию объясню.

 За или против

Я – ЗА рощу и ПРОТИВ ее уничтожения. Это однозначно, с детства, когда я ходила сюда с родителями, и до сегодня, когда Пенсионный фонд уже год как платит мне пенсию. И я ЗА тот путь, способ, который позволит эту рощу спасти. СПАСТИ – потому что сама она уже не выживет. То есть если ее просто оставить в покое (читай: не рубить, не пились, не сжигать, не убирать), то гулять там, дышать, отдыхать, заниматься спортом будет просто нельзя. Уже почти нельзя. А зачем нам тогда эта роща?

 О борьбе и ее формах

Обычно я не хожу на митинги и демонстрации, кроме разве что Первомайской, и то потому, что у меня 1 мая день рождения. Была на некоторых мероприятиях КПРФ, потому что хотела поддержать А.И. Кондратенко и его команду в борьбе с коррупцией (не буду называть фамилии чиновников городской Администрации 2000-2010 годов, их все знают и еще долго будут вспоминать).

Для обращения к горожанам у меня есть иная трибуна, кроме трибуны митингов – газета. И с этой трибуны я и мои коллеги могут себе позволить, позволяли и позволяют сказать все, что думают. В том числе по поводу рощи и господина Волкова А.П., с чьей нелегкой руки этот зеленый массив пошел под топор. И не только в районе переулка Юннатов, где одним махом в 2006 году было вырублено 937 деревьев якобы для начала строительства там здания УВД. Ранее в противоположном конце рощи были выделены десятки земельных участков господам, приближенным к теперь уже позапрошлому мэру, в том числе – тогдашнему главе городской Думы В.И. Золоторенко.1,148

Мы об этом писали несколько лет, а волковская братия подавала на газету и автора в суд. Таких дел – о защите чести, достоинства людей без оных – у нас было с десяток, и все в нашем ангажированном суде мы проиграли, несмотря на 100% доказательства. (Только В.И. Золоторенко суд отказал в иске – тут уже крыть было просто нечем, после чего Владимир Иванович спешно продал – за деньги — бесплатно полученный им участок). С газеты и газетчиков взыскивали компенсации морального вреда в пользу А.П. Волкова, начальника КУМИ В.А. Ключко и других. У нас арестовывали счет, описывали имущество, заставляли публиковать опровержения. А мы писали больше и дальше – прокурору, президенту, правительству, в Европейский суд…

Это я не к тому, что мы герои, а к тому, что я имею право говорить о судьбе рощи.

Уважаю принципиальность и последовательность в деле защиты рощи коммунистов: с 2006 года они действительно не перестают бороться за ее судьбу. А вот появление на сцене Л.В. Новикова (обратился к президенту, губернатору и т.п.), мягко говоря, удивило. Уважаемый адвокат на эту тему раньше как-то не выступал (а может, я не слышала?), но когда в роще за последний год стало приличней и чище, вдруг возмутился. При этом и Леонид Викторович и я гуляем в роще с собаками по одним и тем же дорожкам.

 О роще, ее «здоровье» и статусе

Еще когда в начале 90-х годов прошлого века я была депутатом Городского Совета (это уже потом стала Дума, а тогда был Горсовет), тогдашний горисполком, а после мэрия заказали обследование рощи, кажется, ленинградским специалистам. Результат был плачевный: всё очень плохо, деревья нужно лечить, обновлять. Изначально посажены они были очень густо, что тоже не есть хорошо для зеленых насаждений. Работа требовалась колоссальная, финансирование – соответствующее. В общем, ничего тогда из этой затеи не вышло, кроме одного: решением Областного совета народных депутатов № 87 от 22.04.1992 года роща «Красная весна» получила статус государственного памятника природы с заповедным режимом. Впрочем, на этот статус Анатолий Панфилович Волков просто начхал, дав в августе 2006 года разрешение на вырубку деревьев.148

Роща, правда, к этому времени стала еще дальше от идеала и просто от приличной рощи. Готовя тогда публикацию для газеты, я нашла в интернете исследование специалиста Новочеркасского инженерно-мелиоративного института, где было указано на огромное количество в роще (помнится, процентов до 70-ти) деревьев, имеющих различные болезни.

Состояние «здоровья» рощи стало причиной того, что она выпала из  перечня памятников природы Ростовской области, утвержденного постановлением главы Администрации Ростовской области от 19.10.2006 г. № 418. Поэтому давешнее утверждение оргкомитета в защиту рощи «Красная весна», гуляющее сейчас по просторам интернета, о статусе рощи, есть если не ложь, то заблуждение. Оргкомитет утверждает, что в 1992 году был подтвержден статус рощи как государственного памятника природы, но при этом умалчивает, что сегодня «Красная весна» — увы, не в этом списке…

А между тем это один из ключевых моментов, которым оргкомитет мог бы озаботиться, и, очень, вероятно, что это путь, идя которым, можно не просто спасти рощу от пилы, топора, застройки, но и найти деньги на приведение ее в порядок.

 Где можно руки приложить

В 2006-2007 году после активных действий А.И. Кондратенко и возглавляемых им коммунистов, после публикаций в «ЧЛ» прошел ряд проверок действий новочеркасских чиновников, запахло уголовными делами… В рамках одной из проверок дознаватель УВД Е.Г. Коломийцев допросил главного специалиста отдела управления и контроля использования, охраны растительного и животного мира, особо охраняемых территорий Рос-природнадзора по Ростовской области С.Ю. Покуля. Я тоже задала Сергею Юрьевичу интересующие меня вопросы: 1. Почему рощу вычеркнули из списка памятников природы? 2. Что сделать, чтобы этот статус роще вернуть?

С.Ю. Покуль объяснил мне, что ничьих злых происков тут не было: просто нынешнее состояние нашей рощи не позволяет считать ее памятником природы. Нужно привести ее в порядок и тогда ходатайствовать в Администрации области о присвоении ей этого статуса.

Статус памятника природы позволяет получать финансирование на его содержание. Нет статуса – нет денег. Нет денег – нельзя привести рощу в порядок, чтобы «достичь» статуса. Замкнутый круг получается!

Тем не менее, в Администрацию области обратился А.И. Кондратенко, тогда депутат Законодательного собрания Дона. Обратились и мы – «частные лавочники».

Осенью 2018 года А.И. Кондратенко получил ответ: «… Комитет рассмотрел Ваш запрос по вопросу внесения рощи «Красная весна» г. Новочеркасска в список особо охраняемых природных территорий и сообщает следующее.

В настоящее время Администрацией Ростовской области рассматривается возможность включения рощи «Красная весна» в состав памятников природы областного значения в прежних границах (50 га)…».

Увы, по состоянию на 30.11.2013 года в перечне «Особо охраняемые природные территории Ростовской области» новочеркасской рощи «Красная весна» нет, как нет и других объектов города Новочеркасска (http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=77086).

Кстати, как разъяснили нам в Росприроднадзоре, выступить с предложением о внесении объекта в список особо охраняемых природных территорий может группа граждан, общественная организация и т.п. Если оргкомитет в защиту рощи «Красная весна» готов это сделать или уже делает, «Частная лавочка» и я лично окажем любую помощь в сборе подписей, подготовке документов, обосновании необходимости и т.п. Хотя я очень боюсь, что причиной отказа может стать (стало в 2008 году?) именно плачевное состояние наших «зеленых легких».

Впрочем, успешный опыт подобных действий у нас в городе есть. Правда, по линии не природы, а культуры.

В начале 2008 года в министерство культуры Администрации Ростовской области ушло очередное (!!!) письмо о необходимости спасения Александровского сада. Вернее – того, что от него осталось, после появления в нем аквапарка, развлекательного центра, выделения участка под строительство отеля…

Это письмо подписали представители творческой интеллигенции Новочеркасска, в том числе – «частные лавочники». К письму была приложена убедительная и подробная историческая справка об объекте, требующем охраны государства.

Признаться, мы не надеялись уже получить ответ. Но прошло полгода, и нам передали приказ минкультуры № 317.1 от 15.08.2008 года: « …  Включить в «Список выявленных объектов культурного наследия», на основании заключения научно-методического совета министерства культуры области от 11.06.2008 г.:

— объект «Александровский парк, XIX в.», г. Новочеркасск, территория, ограниченная улицами: Александровская, Атаманская, Пушкинская и проспектом Платовским…».

 Кто виноват и что делать?

Виноват в случившемся с рощей «Красная весна» не только Анатолий Панфилович, хотя пальму первенства бесспорно нужно присудить ему. По нашей информации, до прошлого года правоохранительные органы не прекращали попыток возбудить все-таки уголовное дело по факту вырубки 937-ми деревьев. Попытки – не пытки, но способ приблизить окончание срока давности привлечения к уголовной ответственности. Чем чаще всего чиновничьи дела и заканчиваются.

Интересней вопрос: что делать? Я думаю: спасать рощу. Срочно. Реальным, надежным, конкретным способом.

Я не уверена, что строительство детских садиков в зеленом массиве – это единственный путь. Хотя могу предположить, что вполне вероятный. Думаю, что если в роще появятся садики, то чище станет, и светлей, и охраняться худо-бедно эта роща будет… А чтобы не началось здесь каких-либо еще застроек с уничтожением деревьев, пожалуйста, контроль: депутаты, оргкомитет по защите рощи, Общественная палата (я как ее член – готова). Кстати, контролировать надо и в том случае, если от идеи строительства садиков Администрация откажется. Оргкомитету работы хватит, если уж всерьез защищать!

Впрочем, зная столь  болезненное отношение горожан к роще, сложившееся не само по себе, а благодаря вранью и вероломству волковской Администрации, я бы очень не советовала В.В. Киргинцеву что-то в этой роще строить. И даже если удастся убедить здравомыслящих граждан, всегда найдется хоть один крикун-провокатор, которому все равно что, лишь бы «долой!».

Я не автор идеи строительства детских садов именно в роще, но знаю, как действительно трудно найти в нашем городе, распроданном стараниями Волкова со товарищи, участок под застройку. А ведь эти объекты требуют и определенных законом мест для прогулок детворы и т.д.

Простите, защитники рощи, но очень наивно звучит предложение отобрать у городского суда обратно здание бывшего детского сада. Увы… «Детский судик» там всерьез и, боюсь, навсегда. И это не головная боль только Новочеркасска. Когда-то «Новая газета» объявила российскую акцию: вернем детским дошкольным учреждениям помещения, которые у них отобрали. Я приняла в этом участие, выслала в адрес газеты информацию и фотографии здания. И … акция тихо умерла: у детей всей России садики отобрали в основном федеральные структуры…

Что касается утверждений оргкомитета: «городской суд … может быть вполне перенесён в одно из многочисленных пустующих зданий бывших техникумов города», то хотелось бы знать – где это? Несколько техникумов (вместе с имуществом) присоединили к колледжу промышленных технологий и управления. Исключение – механико-технологический техникум на Троицкой площади, но его здание уже передано онкодиспансеру. Неправильно? В мужских палатах онкодиспансера лежало по 17 (!) человек…

Если уже говорить о медицине, то не могу понять аргумент о том, что нельзя строить детские сады в роще – вблизи туберкулёзного санатория. (Называется он сейчас вообще-то иначе, но ладно – не в этом суть). Выходит: детей в садик в рощу водить вредно, а гулять там с ними (легкие города!) – просто класс? Может, тогда нужно не против садиков бороться, а против больницы в роще? Но это уже откровенная дикость – ей 90 лет, и строили ее в 1913 году специально за городом, в Краснокутской роще, чтобы пациентам легче дышалось.

 Отдельно – о садиках

Я не могла не обратить внимание на выступление на недавнем пикете в защиту рощи депутата городской Думы В.Е. Мойсеюка. Он говорил о том, что жителям Черемушек мест в садике на Черемушках хватает. Но сюда везут детей из микрорайона «Сармат», с Ключевого. Добавлю: с улицы Ветеринарной. А может действительно, вопрос со строительством садиков в роще отпадет, если, как планируется, детсад построят на Ветеринарной, где сейчас начнут возводить целый микрорайон? Этот объект там в плане. В районе “Сармата”, помнится, предприниматель А.А. Арсенян хотел вместо одного из жилых домов, которые строит, сделать садик. Передумал? Не разрешили? А что в Ключевом? Там ведь как-то свободней, чем в центре города.

Все время слышу: садики в роще будут построены для удобства мамочек Черемушек — близко, детей легко отводить. А самих мамочек не слышу! Ни за, ни против. Мамочки, отзовитесь! Ваше мнение? Оно, наверное, самое главное.

 Елена Надтока.

 Снимки из архива «Частной лавочки».