В настоящее время город Новочеркасск имеет партнёрские и побратимские связи с муниципальными образованиями нескольких зарубежных стран, но, пожалуй, самые тесные и дружеские отношения сложились у Новочеркасска с Изерлоном. Это маленький уютный городок находится в земле Северной Рейн — Вестфалии в Германии. С высоты птичьего полёта его домики едва различимы, они почти утонули в плотном зелёном море городских парков. И хотя «дружат» наши города уже 23 года, именно этим летом отношения между ними приобрели особую динамичность – делегации из Новочеркасска буквально сменяют одна другую, график встреч расписан до зимы. Расскажу об одной из них, участницей, которой стала сама. Мне посчастливилось увидеть Изерлон глазами художника, прикоснуться не только к немецкой культуре, но благодаря участию в проекте «Международное летнее творчество в Изерлоне 2013» на 10 дней погрузиться в «коктейль» современного искусства Европы.
Немецкий Союз художников, при поддержке Комитета побратимских городов Изерлона, создал праздник художественной жизни для участников проекта. Около 80 мастеров и художников, как из других стран, так и из самой Германии, всё это время самозабвенно творили, общались, знакомились с современными направлениями искусства, живыми носителями которого являлись сами.
Для дислокации международного художественного «полка», так журналист Дженнифер Кац назвала наше творческое сообщество, немецкий Союз художников предложил местечко Барендорф. С 1985 года началась история Барендорф как музейного комплекса. Сегодня в него входят: музей иглы и шпильки, завод, сохраняющий цеха и оборудование, работавшее до 1966 года, музей искусства, парк и кафе.
Этим летом музейный комплекс превратился в творческую площадку для художников из Венгрии, Нидерландов, Австрии, Швеции, Польши, Германии и России. Здесь развернулось «летнее творчество» современных художников Европы в возрасте от 26 до 70 лет. И я своими глазами увидела, какое оно живое, современное искусство, творимое на твоих глазах, и сама я в тоже время была частью его, не переставая быть частью России.
Солнце заливало прекрасный музейный парк, играло бликами на листве и в журчащих, перескакивающих с камня на камень, водных струях ручейка, у ног ярко зеленела трава, но художники всё это просто игнорировали. «Реалисты» разных стран, расположившись, рядом друг с другом, на зеленой полянке, писали «нЕчто», или «ничтО», к этой реальности не относящееся. Это были либо абстракции с хаотично наляпанными пятнами, либо композиции из узнаваемых «понятий», выполненные скорее в декоративной, чем в реалистической манере. Примечательно, что первой среди общего набора больших банок красок, из которых каждый отливал в свою пластиковую тарелку, закончилась чёрная.
Лишь одна я стала писать с натуры конкретный уголок парка. Архитектурный ансамбль фабрики Барендорф не значительно изменился. Исторические здания сегодня все еще существуют. Именно они, покрытые оранжевой черепицей, разлинованные черными балками по белым стенам, и привлекли моё внимание при выборе мотива для изображения. Я давно не была на пленэре и наслаждалась этой возможностью.
Среди вавилонского разноречья участников «Международного летнего творчества» я одна не побоялась быть «белой вороной» — рисовать реалистический пейзаж с натуры на пленэре.
Кульминацией художественного проекта «Международное летнее творчество в Изерлоне 2013» стала выставка произведений, созданных в процессе «летнего творчества». Помимо международных гостей, свои работы на выставку представили и немецкие художники, и мастера, съехавшиеся из разных уголков Германии. Их работы, как правило, были выполнены в том же стиле современного искусства: либо вовсе беспредметного, либо с намёком на идею предмета. В то же время появились работы в стиле наивного реализма (основоположники: таможенник Руссо, Никола Пиросмани) и декоративные композиции, в которых в той или иной мере были использованы все эти подходы.
Цель выставки была не только презентация «летнего творчества», но и продажа произведений. Продавать свой пейзаж я не хотела с самого начала. Работа над ним доставила мне много радостных часов, эта радость отпечаталась в самой картине, и не могла быть оценена в денежном эквиваленте. Радость не продают, ею делятся.
По окончанию вернисажа я подошла к доктору Рюдигеру Майсу, протянув пейзаж Барендорфа, сказала: — This is a present for you (Это Вам подарок) –
Глядя на протянутый ему холст, доктор Рюдигер Майс говорил, что это слишком дорогой подарок, что картину можно было хорошо продать. Но в своей щедрости я была непреклонна. Тогда доктор сказал, что если я не возражаю, то он передаст мой пейзаж в художественную галерею Изерлона. Получив моё согласие, доктор с радостью принял картину, и не без некоторой гордости показывал тем, кто ещё не покинул парка Барендорф, рассказывая о моём подарке.
Поездка в Германию дала мне возможность позаниматься «чистым» искусством без отвлечения на повседневные заботы. Рисовать самой и рассуждать целыми днями практически только об искусстве это – восхитительно!
Наталья Ермак,
член Союза художников России, доктор педагогических наук,
профессор кафедры «Архитектура, дизайн и графика»