Сегодня:

Как жить будем?

Состояние,  в котором находится наше здравоохранение, вызывает тревогу настолько давно, что разговоры о больном, как и выступления в прессе, уже оскомину вызывают не только у медиков, но и у горожан. Болевых точек выше крыши в каждой больнице и поликлинике, но, пожалуй, больше всего нареканий со стороны пациентов, а теперь уже и персонала, на работу больницы скорой медицинской помощи. Разговор начистоту о проблемах БСМП, в частности, и здравоохранения в целом с мэром города Владимиром Киргинцевым состоялся в последний день перед его отпуском.

— Владимир Витальевич, наши публикации о том, что происходит в городской медицине, вы читаете, пожалуй, одним из первых. Проблем озвучено более чем достаточно, чтобы говорить о каких-то решениях и мерах. По вашему мнению, насколько запущена ситуация?

— Я считаю, что давать оценку запущенности ситуации не конструктивно. Смысл? Ну, давайте будем сейчас в очередной раз вспоминать о десятилетиях чьего-то там бездействия, об экономических катаклизмах, о кадровом дефиците и так далее. Что это изменит? Есть конкретные проблемы. Их много. Настолько много, что в одночасье решить их не по силам никому. Но никто не собирается прятать голову в песок. Постепенно будем приводить в порядок все, что сегодня вызывает нарекания людей. Да, я действительно читаю все материалы о медицине в городе. И я так же, как и любой нормальный человек, считаю недопустимыми те вопиющие факты, которые озвучивают журналисты. Но проблема в целом настолько многогранна и сложна, что решать ее очень непросто. Когда мы говорим о необходимости выстроить новое здание больницы или даже целого больничного комплекса, то сложности тут исключительно процессуальные и финансовые – нужно подготовить массу документов, пройти сложные процедуры их защиты, найти источники финансирования, добиться добросовестного подрядчика и так далее. Но когда речь идет о людях и их судьбах, все эти сложности – цветочки.

— Вы имеете в виду пациентов?

— И пациентов тоже. Но то, как обслуживаются пациенты – уже следствие. Прежде всего, я говорю о медиках. Много лет они работали в тех условиях, которые им создали. Люди годами приспосабливались к обстоятельствам, в которых приходилось выживать. Это беда не только Новочеркасска, по всей стране здравоохранение просто мутировало. Но, ситуация не патовая, она поправима. Трудно, не сразу, но поправима, хотя бы в рамках того, что можно сделать на местах.

— Ну, если хозяин хороший, то он будет радеть за порядок в доме, только как добиться хозяйского подхода к решению проблем? Для начала неплохо бы хозяина приобрести.

— Когда в доме бардак, нужно вычищать углы, делать ремонт, менять мебель и так далее. Я считаю, что это должен делать тот, кто в доме живет. Иными словами, если принять позицию карательную, то можно разогнать всех и вся и вообще некому будет наводить этот самый порядок. Да, я не скрываю, что кадровые выводы делать приходится. Но считаю это мерой крайней и не могу сказать, что мне она нравится. Убежден, что она необходима, когда абсолютно уверен в том, что другого выхода нет. Мы все люди, и у каждого в жизни бывают моменты, когда твоя судьба зависит от чьего-то волевого решения. И каждый нормальный человек хочет, чтобы это решение было взвешенным. Поэтому считаю, что кадровые перестановки возможны только тогда, когда люди никак себя не проявляют, несмотря на шанс, который им предоставили. За девять месяцев моей работы в Новочеркасске такие случаи были. Мы меняли руководителей в разных сферах, и не раз. Пока я не считаю, что в здравоохранении назрела именно такая необходимость.

— Но, ведь при нынешнем руководстве БСМП количество «узких» мест в больнице нисколько не уменьшилось. Да и в других учреждениях здравоохранения тоже не все гладко. Если раньше мы получали только жалобы пациентов, то теперь открыто свое недовольство стали выражать и медики. Так не лучше ли прибегнуть к правилу «новой метлы»?

— Во-первых, считаю, что в нынешней критической ситуации назначение нового руководителя, прежде всего управления здравоохранения, усложнит ее однозначно. Новому руководителю нужно время и немало, чтобы войти в курс дела, изучить хозяйство, узнать людей, вникнуть во все проблемы, наметить и продумать пути их решения, приступить к их реализации. У нас этого времени нет. Нам нужно решать проблемы здесь и сейчас. Начальник управления здравоохранения (Т.В. Гудкова – коммент. «ЧЛ») в этой сфере работает давно, она не новичок, и, не скрою, мы пережили непростой период выстраивания взаимоотношений. Не секрет, что моя жесткая критика в адрес ее ведомства звучала нередко, и на то были вполне объективные причины, но сегодня мы с Татьяной Васильевной договорились о целом ряде мер, которые должны помочь оздоровить положение и наших медиков, и пациентов. Думаю, что с этой задачей мы справимся.

— Означает ли это, что и руководство БСМП останется на месте?

— Поменять главврача в БСМП – это очень просто. Я бы даже сказал, слишком просто для нынешнего главврача. И слишком негуманно по отношению к тому специалисту, которому пришлось бы исправлять чужие ошибки. Думаю, что нынешнему руководителю придется очень хорошо и много потрудиться, чтобы навести порядок в больнице. На сегодняшний день он с теми задачами, которые перед ним поставила Администрация, старается справляться. Если так пойдет и дальше – будем работать. Если нет – мы с чистой совестью сделаем те самые кадровые выводы.

— Вы сказали, что с Татьяной Васильевной Гудковой наметили какие-то меры для оздоровления ситуации в здравоохранении. О чем речь?

— По статистике больше всего жалоб от граждан поступает на работу детской больницы и БСМП. Я считаю, что лучше один раз увидеть, чем слушать сто раз одно и то же. Поэтому сейчас мы продумаем алгоритм моих посещений этих лечебных учреждений и личного общения с пациентами прямо на местах. Это не значит, что другие больницы и поликлиники будут вне зоны нашего внимания. Роддом, гинекология в Октябрьском, аварийные здания поликлиник — и еще могу перечислять дальше все, чем мы будем заниматься. БСМП со всеми озвученными проблемами, естественно, тоже. В числе первоочередных задач – подготовка автопарка скорой помощи к зиме. Кареты скорой помощи должны работать лучше, чем швейцарские часы. У них нет права на ошибку. И давайте еще раз напомним сами себе, что за все разом взяться невозможно. Будет как в пословице: «Ни в доме, ни на поле», поэтому любой цели нужно достигать планомерно. И, кроме того, будем реалистами – у нас в городе помимо медицины еще сотни километров плохих дорог, тысячи квадратных метров жилого фонда, требующего капремонта, несколько тысяч малышей, нуждающихся в детских садиках, и еще масса задач, которые требуют ежедневного внимания и много сил.

— Тем не менее, сегодня мы говорим конкретно о БСМП, и, увы, самые острые проблемы, которые даже подтверждены проверками компетентных инстанций, все еще имеют место быть. Это касается и нарушений санитарных норм, и охраны труда. Можно ли быть уверенными в том, что в ближайшем будущем мы сможем рассказать нашим читателям о положительных переменах в БСМП?

— У руководства БСМП нет другого выхода. Вот вам недавний пример со станцией скорой помощи. Ситуация сложилась как нельзя лучше. Мне хватило одного посещения гаража, чтобы понять, что там ремонтируют сторонние автомобили, при этом никого не волнует, в каких условиях работают люди. То, что рассказали мне водители, расставило все точки над «и». Не прошло и месяца, а по совместно намеченному плану вовсю идет работа. Нашлись средства у здравоохранения и больницы на запчасти,  на спецодежду,  на зимнюю резину и так далее. Мы со своей стороны выполним все, что наметили, точно в срок и в полном объеме. Мы приобретаем два вагончика, чтобы в них временно расположились диспетчера и слесари, в гараже будет четыре электрические «пушки», чтобы было тепло, а с начала 2014 года начнем ремонт гаража. И уж, конечно, демарш с увольнением водителей тут ни при чем. Фельдшера не увольнялись, но мы их бедственное положение тоже не обошли стороной. Увидели те жуткие условия, в которых люди годами работали, и меры приняли незамедлительно. Текущий ремонт помещений сделаем в этом году, демонтировали аварийное крыльцо, новое уже готово, наметили замену окон, дверей. Так что главному врачу БСМП и другим руководителям работы с головой хватит.

— Не можешь – научим, не хочешь – заставим?

— Научить можем. Направить и помочь – тоже. Заставлять никого не будем. Или ты в команде или нет. Третьего не дано.

Что ж, дорогие наши читатели, очень надеемся, что сериал-страшилка про больницу скорой медицинской помощи не будет иметь продолжения. Позиция Администрации предельно ясна – наведи порядок и живи спокойно. Ну, а если нет –  «Частная лавочка» всегда рядом. Мы напомним о том, что мудрость Востока имеет в своем арсенале такое явление, как последнее китайское предупреждение, которым можно считать тот кредит доверия, который предоставлен некоторым руководителям. Мы не ставили и не ставим перед собой цели раздуть сенсацию и разогнать «злодеев». Нам, в первую очередь, хочется, чтобы по следам наших выступлений жизнь менялась исключительно к лучшему. И поверьте, если будет повод сказать доброе слово в адрес тех, кто не раз подвергался критике на наших страницах – мы это сделаем обязательно и с гораздо большим удовольствием. Попробуем начать нашу историю про БСМП с чистого листа? Мы готовы. Слово за второй стороной.

Интервью подготовила Анна Федотова.

От «ЧЛ». Редакция берет тайм-аут: мы удовлетворены реакцией мэра и хотим вместе с нашими читателями понаблюдать, что произойдет с БСМП в течение полутора-двух месяцев. Отдохнем пока от медицинской тематики. Посмотрим, а вдруг (или по плану) «больной» пойдет на улучшение? Ой, как хотелось бы! Чтобы все были здоровы!