Сегодня: 19 апреля 9982, Понедельник

2013 год – особенный для Центра тренажеростроения и подготовки персонала. Он –юбилейный: 20 лет исполняется самому Центру, 40 лет – со дня основания ОКБ СУ, которое в дальнейшем получило название и известность как ОКТБ «Орбита», переросшее впоследствии в Центр тренажеростроения и подготовки персонала.цпк2

Сегодня Центр – это уникальное предприятие в России. Оно является головной организацией по подготовке тренажерной базы для космонавтов. На счету новочеркасских ученых — конструкторов более 30 созданных сложнейших объектов тренажерной техники, позволивших подготовить более 200 экипажей космонавтов и астронавтов. Это – реальный вклад в решение приоритетных национальных и международных программ развития пилотируемой космонавтики.

Деятельность Центра тренажеростроения дважды удостаивалась высшей оценки в стране  – государственной премии в области науки и техники — в 1987 г. и в 2004 г., что говорит о стабильности, верности тематике, высоком профессионализме и служении своему делу вне зависимости от политических и экономических трудностей.

Самые приятные поздравления сотрудникам Центра тренажеростроения поступили в эти дни от космонавтов.

 

Вместе до тех пор, пока есть пилотируемая космонавтика

Ю.П.Гидзенко, летчик-космонавт, сотрудник РКК «Энергия»:Yuri_Gidzenko

— Роль тренажеров невозможно переоценить. Космонавты в отличие от летчиков не имеют возможности каждый месяц летать в космос. За свою профессиональную карьеру они могут сделать это всего лишь 2-3 раза, максимум — 5. Работа на тренажерах — основной вид практической подготовки. Космонавты, которые уже отобраны в состав экипажа, большую часть времени проводят в тренажерах, чтобы создать для себя модель полета в космос, отработать штатные и внештатные ситуации. Могу сказать, как пользователь, который сам провел много часов на тренажерах, что люди их создавшие, знают свое дело, хорошо выполняют работу, всегда находятся рядом, и, в  случае необходимости, помогают оперативно устранять любые проблемы с техникой. Новочеркасские тренажеры процентов на 98 отражают все то, что касается работы всех систем и  режимов корабля и станции. Единственное, чего не хватает — это, естественно, невесомости, реальной тряски, перегрузок.  Во всем остальном – это полное соответствие.

В юбилейные для Центра тренажеростроения дни хочу поздравить своих коллег во главе с Валентином Ефимовичем Шукшуновым с праздником. Я вас многих знаю, уважаю и ценю то, что являюсь вашим другом и товарищем. С вами приятно иметь дело и в Звездном городке, и в Новочеркасске. Работая в Центре подготовке космонавтов и здесь – в РКК «Энергия», я всегда знал, что на вас можно положиться, что вам можно доверять. Спасибо вам большое. Уверен, что будет и 50- летний, и дальнейшие юбилеи — до тех пор, пока есть пилотируемая космонавтика.

В.Г.Корзун, летчик-космонавт, Герой России, начальник управления подготовки космонавтов, научных исследований и испытаний Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина:

корзун-фото— На мой взгляд, без тренажеров выполнить полет с таким качеством, с которым выполняют космонавты, невозможно. Я вообще не понимаю, как можно подготовить космонавта, не используя тренажную технику. Почти 40 лет назад, когда оценивались возможности ОКТБ «Орбита» для работ по космической тематике, было принято правильное решение и организация выбрана для сотрудничества. Тогда это была мощная база Новочеркасского «политеха». А почему сохранилось все это в течение 40 лет? Мы мало вникаем в такие моменты, как передел собственности, организационные изменения. Валентин Ефимович Шукшунов стоял у истоков и  продолжает развитие тренажной техники. Практика показала, что созданные его коллективом средства подготовки космонавтов качественные, что подтверждает активное и многолетнее использование этой техники. Идеи, которые были предложены инженерами-конструкторами прошли проверку временем. Раньше создавались тренажеры, которые могли летать в космосе, т.е это были полноценные копии. Новочеркасские ученые предложили модульную схему, что позволило избавиться от крупногабаритных «банок». Новые «конструктивы» оказались не менее эффективными — они изготовлены из новых материалов, сохранили функциональность и, что немаловажно, удешевили производство. Кстати, наши иностранные коллеги-космонавты также оценили преимущества, ведь их тренажеры сделаны из дерева, и в них используются вместо приборов фотографии, а у нас все настоящее, реальное: и железо, и разъемы, и приборы.

На мой взгляд, делать тренажеры гораздо сложнее, чем реальную космическую технику. Внешние габариты, внутренние интерьеры тренажера – это одно, но ведь нужно еще и смоделировать среду, в которой работает космонавт.  Например, когда ты в космосе смотришь в иллюминатор, ты видишь Землю или космическое пространство, а на тренажере должна быть цифровая модель подстилающей поверхности. Точно также и с приборами. Чтобы они работали, необходима какая-то информация, а это уже устройства сопряжения, программирование той или иной ситуации, с которой может столкнуться космонавт.

Иногда звучат мнения, что нужно сократить какую-то часть тренажеров в ЦПК, но, я считаю, что все это сразу отразится на качестве подготовки космонавта. Чем в более полном объеме будет подготовлен человек на земле, тем меньше времени уйдет на адаптацию в космосе.

Коллективу Центра тренажеростроения желаю здоровья, счастья, семейного благополучия и творческих успехов. Чтобы у вас всегда была работа, тем более, что уже пора приступать к созданию тренажеров для транспортного корабля нового поколения, который отправится в космос в 2018 году.  Ждем вас в Звездном городке с новыми идеями и новыми тренажерами. С праздником вас, дорогие коллеги!

Ирина Немыкина