Сегодня:

ДОНСКОЙ, КАЗАЧИЙ – ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

 Наш городской театр, впрочем, как и вся страна, переживает не самый легкий период в своей жизни. В этом году безвременно ушел от нас почетный гражданин города, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Чеховской премии в области культуры и искусства Леонид Иванович Шатохин, долгие годы руководивший театром как директор и как художественный руководитель. Талант этого человека не раз спасал коллектив, да и саму обитель муз от развала, скатывания на уровень местечковой самодеятельности. Надо сказать: и сам коллектив состоит из талантливых, трудолюбивых актеров, на счету у которых роли в десятках, а то и сотнях спектаклей, так любимых нашими театралами. Как же теперь выстроится стратегия развития театрального искусства в Новочеркасске? Не уйдет ли наш казачий театр в историю? Все эти вопросы очень волнуют горожан, любителей театра, и сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с новым директором Новочеркасского драмтеатра Полиной Конышевой.535

— Полина Юрьевна, расскажите немного о себе и о том, откуда вы пришли к нам в театр.

— Родилась я в Ростове-на-Дону, закончила Южный федеральный университет, это бывший РГУ, философский факультет, отделение культурологии.  В  2000-м году стала работать в Ростовском государственном музыкальном театре. Начинала как администратор, а потом мне доверили должность руководителя службы маркетинга. В этом году получила предложение возглавить новочеркасский казачий театр. Предложение было неожиданным для меня, но, впрочем, долгих раздумий и сомнений не возникло, и я согласилась с радостью. Леонида Ивановича Шатохина я знала лично и хорошо. В Ростовском музыкальном театре он  поставил яркий, замечательный «Бабий бунт», полюбившийся зрителям. Это очень интересный, востребованный  спектакль. Так что мне посчастливилось видеть Леонида Ивановича в работе, и это оставило самые наилучшие воспоминания. Он был уникальным мастером своего дела – активным экспериментатором и неординарным постановщиком. Леонид Иванович совершенно неожиданно и очень рано ушел из жизни, и, конечно, для театра это стало огромной потерей потому, что это не просто театр, это семья. Именно он сумел выработать очень добрые, очень человечные отношения в коллективе, практически, родственные.

— Судя по таким теплым словам, вы уже составили свое мнение о нашем театре. Как прошли первые дни в качестве его директора?

— Конечно, сейчас я только в самом начале этого пути. Знакомлюсь, присматриваюсь к людям, а люди присматриваются ко мне, но, надеюсь, что мой опыт прошлой работы позволит правильно выстроить стратегию развития театра и коллектив ее поддержит. Безусловно, дальнейшая работа должна базироваться на традициях, которые здесь очень развиты и глубоки. Нельзя забывать и о том, что театру нужно двигаться дальше, заявлять о себе за пределами города, хотя и в самом Новочеркасске он должен оставаться одним из самых посещаемых мест, любимых горожанами. Он просто обязан стать эпицентром культуры.

— Как вы видите работу театра, в том числе и за пределами города?

— Нужна большая гастрольная политика, фестивальная работа. Такая стратегия, в свою очередь, определяет репертуарный план, формирует определенное видение дальнейшей работы театра. То есть, нам есть над чем работать, и мы понимаем, что это очень серьезная и трудоемкая работа. Нужно создавать условия, те события, которые будут привлекать внимание зрителей к нашему театру. Мне очень импонирует, что отношения в коллективе семейные. Очень развита взаимовыручка, нет никакого разделения по возрасту, хотя в театре есть и свои мэтры и очень много молодежи. Это очень хорошие, правильные отношения, которые характеризуют коллектив только с лучшей стороны. Кроме этого, сразу чувствуется очень мощная творческая составляющая. Несомненно, все это относится к достоинствам театра, которые помогут выдержать ему любые кризисы. Мы должны стремиться к самой высокой «планке», к самому высокому уровню. О театре должны знать, о театре должны говорить, о театре должны писать.

— Скажите, будете ли вы вводить какие-либо, возможно, кардинальные  нововведения в жизнь театра?

— Театр – это такой организм, который не терпит каких-то экстренных, скорых мер, действий, да и я по своей натуре не такой человек, который станет принимать какие-то скоропалительные решения. Сейчас мы находимся в стадии знакомства друг с другом, детально обсуждаем любые вопросы. Нам предстоит сработаться, научиться понимать друг друга и доверять друг другу.  Я стараюсь больше общаться с работниками театра, конечно, в первую очередь, это касается руководителей цехов, подразделений, административных служб. Таким образом, я хочу составить общую картину жизни театра, выявить какие-либо проблемные места, чтобы потом своевременно принять меры к устранению того, что тревожит коллектив. Естественно, это не революционные преобразования, которые всегда болезненно воспринимаются людьми. В этом нет необходимости.

— Дальнейшая жизнь театра и его процветание диктует многостороннюю проработку программ, в том числе и маркетинговых. Наверняка возникнет необходимость и в новых постановках. Что вы можете сказать по этому направлению?

— Безусловно! Но это долгосрочная программа, требующая больших финансовых капиталовложений, которые еще надо найти. К решению данного вопроса нельзя подойти в экстренном, пожарном режиме, хотя необходимость новых постановок имеет свою остроту. Со временем понадобится и анализ деятельности, и исследование аудитории, изучение потребности зрителя, на основе которых будет формироваться план работы театра. Но для этого нужна высококвалифицированная профессиональная команда маркетологов, которой, на сегодняшний день, в театре нет. То есть, у нас имеется высококлассный творческий коллектив, однако еще нужны и те люди, которые займутся привлечением к театру максимального внимания и соответствующей отдачи, иными словами, займутся «раскруткой».

Если говорить о репертуарной политике как о составляющей стратегии, то, конечно, она должна определяться художественным руководителем. Леонид Иванович замечательно совмещал обе должности, а теперь нам придется работать иначе. Так как, являясь директором, я несу всю ответственность за театр, решение данного вопроса стоит на первом месте. Мы уже обсудили в кругу творческих специалистов театра эту проблему и пришли к общему мнению, что сейчас возможно правильным будет приглашать режиссеров на постановки новых спектаклей. Подбор художественного руководителя, который возглавит художественное направление в театре – путь очень кропотливый, не допускающий спешки. Худруком должен быть человек, которому доверяют, который с должным уважением будет относиться к традициям театра. Этот человек должен иметь самый высокий уровень взаимодействия с коллективом, качественный и стабильный результат своей деятельности. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими режиссерами о привлечении их к новым постановкам. На данный момент они формируют свои предложения, которые  будут рассматриваться  коллегиально. Со временем, если внутри коллектива появится такой специалист, который сможет доказать, что он вправе занять должность художественного руководителя, возможно, ситуация изменится. Новочеркасский театр очень самобытный, и мы абсолютно не исключаем возможности работы с режиссерами, которые работают в театре. Это первое, на что я обратила внимание всего коллектива театра еще при знакомстве. Именно поэтому сейчас не будет каких-то экстренных и срочных назначений. Нужно найти самый лучший путь. Вариантов много, поиск будет очень тщательный.

— Ну а как вы видите будущее театра, он будет жить и развиваться?

— Конечно, театр будет жить! В нем очень сильна творческая составляющая, и это большой плюс. Тем более, что театр имеет поддержку муниципалитета, а самое главное, зрителя. Недопустима даже мысль о том, что с театром что-то может случиться. На самом деле, театр необходим людям. Безусловно, современные технологии дают человеку возможность посмотреть любую постановку в любом уголке мира на экране с каким-то совершенно необыкновенным качеством и разрешением, но, тем не менее, заменить театр как таковой невозможно. Это такой сплав самобытности и уникальности живого взаимоотношения между зрителями и актерами, которое невозможно передать никакими иными способами. Театр просто необходим для человеческой души. Что касается ближайших планов – они обширны. С 21 по 29 сентября в стенах нашего драмтеатра пройдет Пятый международный театральный Фестиваль «Комплимент». Этот театральный фестиваль был задуман и запланирован Леонидом Ивановичем Шатохиным, но, к сожалению, в связи с печальными событиями, вопрос о проведении его в этом году долго оставался открытым. Тем не менее, фестиваль пройдет и посвящен он будет светлой памяти Леонида Ивановича. В нем примут участие коллективы Ростова, Волгограда, Кинешмы, Элисты, Таганрога. Интересно выстраивается репертуарная афиша, и нет никаких сомнений в том, что фестиваль станет очень ярким событием в жизни Новочеркасска. А пятого октября мы открываем свой 189-й театральный сезон. И первыми спектаклями, с которыми мы познакомим зрителей, сразу будут две премьеры. Это водевиль «Беда от нежного сердца» и «Брачный договор». Надеемся, что эта новость будет очень приятной для жителей города, любящих театр.

Мы с нетерпением будем ждать встреч с любимыми актерами нашего театра и гостями его подмостков на фестивале. Надеемся быть в самой гуще театральных событий и обязательно станем рассказывать читателям обо всем, что связано с жизнью Новочеркасского Донского казачьего театра имени В.Ф. Комиссаржевской.

 Дмитрий Ветров.