НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ
«- У нас числится двести восемнадцать членов…
— Это что-то новенькое. По членам я ещё не считал, — в задумчивости произнёс Чичиков.
Сподвижник меж тем продолжал.
— На Круге присутствуют многие достойные. Из них пятьдесят душ, тела которых служат в армии, с лишком семьдесят душ, тела которых не прибыли из-за лихой погоды, но могут голосовать «за» и «против». Таким образом, имеется шестьдесят с лишком членов. В натуре. Где остальные мы не ведаем, но у нас сосчитаны женщины. Так что с членами всё будет в порядке. Предлагаю утвердить кворум».
(В.Г. Родионов, «Ментальная терапия, или Мистические превращения казачьих чинов»).
Перебирая намедни свой архив, наткнулся на вырезку из «Новочеркасских ведомостей» № 13 (1136) от 28 марта 2012 года, где атаман Новочеркасского казачьего округа А.В. Демченко поместил информацию (сводную таблицу) о якобы проделанной им работе в 2011 году. Внимание моё привлекло следующее утверждение: « …к участию в мероприятиях Округа было привлечено в 2011 году 6213 человек». Для того, чтобы эти статистические данные оглушили вас, также как и меня, укажем количество «привлечённых» прописью: шесть тысяч двести тринадцать. Или даже так: ШЕСТЬ ТЫСЯЧ ДВЕСТИ ТРИНАДЦАТЬ. Почему, собственно, я стараюсь заострить ваше внимание на данном несущественном, казалось бы, факте? Дело в том, что мало-мальски знакомый с военным делом человек, способный визуально приблизительно точно определить количественный показатель строя при самом беглом осмотре, будет потрясён не меньше меня. Достаточно сказать, что наш новочеркасский Войсковой собор, представляющий собой третий по величине православный храм России и являющийся одним из крупнейших православных храмов мира, способен вместить «всего-навсего» до 5000 молящихся. Пять тысяч это, что называется, «под завязку», включая Притвор для оглашенных и боковые Приделы. А тут окружной атаман невесть где водит свои шеститысячные (!) хороводы, навешивая доверчивым читателям муниципальных СМИ развесистую клюкву о своих «достижениях» на ниве государственной и чёрт его знает какой ещё службы!..
В контексте сказанного вспоминается бессмертный Ярослав Гашек и его нетленный фельетон «Заметки». Впервые данное произведение знаменитого чешского писателя-сатирика было опубликовано в чехословацкой газете «Руде право» 5 мая 1921 года – девяносто два года назад! – но посмотрите, как современно оно сегодня, причём у нас, на тихом Дону:
« …побольше математической смелости, господа!
Постараюсь объяснить, что это значит. Я составил бы, например, такую таблицу:
В демонстрации участвовало социал-демократов:
400 рядов по 6 человек – 2400 человек.
По официальным данным – 3000 человек.
По сведениям газеты «Еженедельник чешского слова» – 3780 человек.
В общей сложности это составляет – 9180 социал-демократов.
Поскольку демонстрация продолжалась, как я уже сказал, тринадцать минут, умножаем эту цифру на тринадцать. Итого: 119 340 социал-демократов.
К демонстрации присоединилось пять старых членов Рабочей спортивной организации. Из уважения к их сединам помножим число на полученное выше. Итак: 119 340 социал-демократов х 5 = 596 700 правых.
Пишем год: 1921. Прибавьте эту цифру к полученной ранее, и у вас получится 598 621 верный социал-демократ на первомайской демонстрации.
Примем также во внимание, что была тридцать вторая первомайская демонстрация в Праге, и нам не останется ничего иного, как умножить в честь знаменательного юбилея 598 621 социал-демократа на 32. Теперь у нас налицо восемнадцать миллионов сто пятьдесят пять тысяч восемьсот семьдесят два правых, шагавших в первомайских колоннах.
К этой же цифре можно прийти и другими способами. Умножим, например, 2400 (наша исходная цифра) на 7564 чешских социалистов, участвовавших в демонстрации. Или умножим 2400 правых на 429, то есть на 429 лет со дня открытия Америки. У нас получится 1 029 000. Эту цифру помножим на восемнадцать – число сотрудников редакции «Право лиду»…
Вообще – больше смелости! Не робейте! Побольше лжи! Ничего, кроме лжи! Лгать, так уж без оглядки. Главное – ни слова правды».
Как видим, эволюционный скачок счётной техники – от нанизанных на проволоку деревянных костяшек до сложнейших ЭВМ – никоим образом не изменил гнусной сути придворных счетоводов, способных преодолевать пространственно-временные материи и даже математические законы.
Стоит ли после этого удивляться тому, как время от времени отечественные выборы радуют международных наблюдателей выданным на-гора 146%-м результатом голосования, а по новочеркасской брусчатке чеканит шаг шеститысячная коробка казаков «батьки Демченко»?
***
… Почему, спрашивается, я задал именно такой, фривольный, что ли, тон своей заметке? Потому что прав, наверное, был Пьер Огюстен Бомарше, сказавший: «Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать». Это грустное веселье, натужный смех сквозь наворачивающиеся слёзы от собственного бессилья при созерцании пепелища невоплощённых надежд… Горькая констатация того, как наполовину полный сосуд волею злой судьбы и многими стараниями проходимцев-временщиков навсегда останется наполовину пустым… Неизбывная тоска-печаль казака, отдавшего четверть века своей земной жизни делу, попавшему в итоге в липкие ручонки далёких идейно и недалёких в головах «чиновников от казачества»…
Молодым казакам, в силу возраста не могущим сравнить сегодняшнее положение и состояние дел в Округе с эпохой атаманов Ю.В. Дьякова и Г.П. Недвигина, понять меня будет непросто. Как невозможно сыну бескрайней монгольской степи понять восторг стоящего на палубе траулера норвежца, жадно глотающего обветренными ноздрями солёный морской воздух… Сегодняшняя казачья молодёжь живёт в навязанном ей мире симулякров, когда при набившем оскомину постоянном декларировании казачьей (?) госслужбы, вместо обязательных (!) ежегодных строевых смотров станиц и Округа – нескончаемое «аэрошоу», вместо собственной экономической базы казачьих общин – пляски на «атаманской ёлке» и т.д. и т.п. Эдакая обильная трапеза во время бубонной хвори…
И всё-таки, в первую очередь, данное поведанное на бумаге исповедальное «старческое брюзжание» (крик души?) ради тех, кому нести стяг казачьего ренессанса в XXI веке, ибо нам – «сивоусым дидам», как гутарили на Хортице – много ли надо? Жизнь доказала: казакам-ветеранам Приднестровья, Абхазии, Осетии и других «курортных районов» планеты, где пришлось казачьей, нержавеющей кровью окропить землю, защищая русскоязычное население, никакие «партбилеты» и никакое «членство» где бы то ни было даром не нужно. Здесь действует иная, выдержанная временем и мало кому «из сторонних» понятная спайка…
Другое дело – молодёжь. Жизнь ещё не успела – слава Богу! – связать их единой судьбой трагических потрясений и казачьи общины (станицы), объединённые в Округ – это пока всё, что у них есть. Именно поэтому, всякий раз в преддверии осеннего Большого Круга Новочеркасского казачьего округа в моей душе теплится надежда возможности позитивных перемен. Желание не упустить раз в год выпадающий шанс сделать выбор на перспективу, навсегда простившись со случайными попутчиками, оккупировавшими власть в Округе.
Когда мне говорят, что в данный момент нет, дескать, достойного казачьего лидера, способного уж если не в одночасье, то в обозримом будущем привести с собой команду, сумевшую бы наладить дела в Округе, я говорю – есть. Надо только беспристрастно оглядеться вокруг, памятуя о том, что «По делам их узнаете их» (Мф., 7:20). Даже кровные братья разнятся характером, привычками, взглядами на жизнь – что уж говорить за братьев-христиан с разными фамилиями и из разных станиц? Одни, к примеру, позабыв-позабросив свои обезлюдевшие общины, принялись выклянчивать должности-подачки в Администрации города, другие бросились в погоню за депутатскими мандатами, третьи же, избегая дешёвого пиара и болезненного самолюбования, спокойно трудятся в соответствии с мудрейшим из жизненных постулатов: «Делай, что должен, и будь, что будет». Так что рефреном звучащая откуда-то извне мантра-заклинание об, якобы, отсутствии в казачьем сообществе лидера – не что иное, как очередная попытка оболванивания широких масс опробованным методом искусственного навязывания на должность окружного атамана «кота в мешке» из нескончаемой когорты «полковников-отставников» эпохи генерала-«полтинника».
Уважаемые ветераны казачьего движения! Я прошу Вас забыть взаимные обиды, ничтожные упрёки в адрес друг друга, царящие меж нами (чего уж греха таить!) разногласия, наплевать на присущие нашему возрасту недомогания, отложить семейные хлопоты и прибыть на осенний окружной Круг, где используя свой многолетний опыт, житейскую мудрость и заслуженный среди собратьев авторитет помочь молодым казакам сделать достойный выбор. Как знать, быть может, именно ради этого дня Господь всё еще терпит нас на земле?
Придём все, сколько бы нас не осталось, чтобы выступив единым фронтом – явить собой пример не мелких распрей и бесконечных споров, но реальных дел и созидательных поступков. Чтобы хватило у нас мужества взять за шиворот зарвавшегося «устроителя атаманских ёлок» и сказать ему словами великого М.А. Шолохова: «Вы, товарищ бывший офицер, на наших стариков не пошумливайте, вы на них и так предостаточно нашумелись в старую времю. Попановали – и хватит <…>. Промахнулись мы, <…> Видит бог, промахнулись! Не путём мы с вами связались. Ну, да ить от спыток – не убыток, теперича будем ходить без вилюжечков… Прошедший раз слухали мы вас, как вы нам золотые горы сулили, и диву давались: уж дюже ваши посулы чижолые! <…> …Ну конечно! Кто вы такой, милостидарь? Я вас спрашиваю <…>. А я скажу вам, кто вы такой… Угодно? Пжалуста! Патриот без отечества, полководец без армии и, если эти сравнения вы находите слишком высокими и отвлечёнными, – игрочишка без единого золотого в кармане».
Казак станицы «Казачья»,
Председатель Комитета ветеранов войны и военной службы
Геннадий Григорьевич
Овчинников.