В минувший четверг (8 августа) в отделе Новочеркасского музея истории донского казачества (МИДК) «Атаманский дворец» состоялась демонстрация представителям средств массовой информации возвратившегося в наш город из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря не вполне обычной воинской хоругви — памятного знамени, вручённого Донскому казачьему войску в 1870 году в ознаменование его якобы 300-летия.
***
Если же считать более строго, то казаки были хозяевами на Дону задолго до того исторического периода, когда их формирования объединились в единую войсковую структуру, с которой московским царём и было заключено соглашение на взаимовыгодных условиях. В отосланной на Дон в 1570 году царёвой грамоте, адресованной не только «атаманам-молодцам», но и «всему великому войску Донскому», московским государем из числа Рюриковичей – Иваном IV Васильевичем (по прозванию – Грозным) — предлагалось: «Вы нам послужите, а мы вас жаловать будем». Рядовые донцы и избранные ими атаманы казачьих городков – «с верху дОнизу и с низу дОверху» (то есть от верхнего течения Дона и до его устья) – от этого предложения отказываться не стали, а заключили с государём московии соглашение как бы о службе по контракту в обычаях того времени. А именно: не только за хлебное и винное довольствие, но также за зельё (то есть за порох и сопутствующие ему боеприпасы в виде свинца для ружейных пуль и чугуна для пушечных ядер) и за мануфактуру (то есть за сукно для зипунов и шаровар).
С тех пор донцы в самовольные «походы за зипунами» (то есть за военной добычей) стали ходить гораздо реже. Ибо хотя они и оставались по-прежнему людьми вольными, были они уже в значительной степени обременены государевой службой. При этом службу донцов Московскому государству как бы «обнулили»: те исторические периоды, когда донцы, которые профессиональными градоимцами себя не считали, московитам и Казань помогали брать, и совместно с ними Астрахань брали, стали как бы уже не в счёт. А точкой отсчёта начала существования войска Донского стало начало службы донцов Московскому государству на основании заключённого между его царём — Грозным Иваном — и донским казачеством взаимовыгодного соглашения.
Когда же подошло 300-летие этого исторического события (а подошло оно в 1870 году — в период правления императора Александра II), для участия в торжествах, посвящённых знаменательной дате, на Дон прибыл наследник престола — атаман всех казачьих войск, великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III). В качестве награды Донскому казачьему войску им было доставлено в Новочеркасск полотнище исполненного по спецзаказу не типового строевого, а памятного Георгиевского знамени. И в нашем городе прошла торжественная церемония прибивки полотнища этого знамени к предназначенному для него древку. Начал и завершил её атаман всех казачьих войск, вогнав сквозь ткань в древко 2 первых и 2 последних гвоздя. (Как видим, наследников престола воспитывали отнюдь не белоручками, а разносторонне развитыми личностями, вполне сносно владевшими основными рабочими инструментами.)
Так как знамя звалось Георгиевским, то на вершину древка с прибитым к нему полотнищем повязали Георгиевскую ленту с полосами цвета дыма и пламени (то есть с чёрными и оранжевыми, которые в наши дни выглядят уже серыми да белыми). По обычаям того времени юбилейное памятное знамя было освящено в храме — во временном деревянном войсковом соборе. После чего оно 3 десятилетия пребывало в войсковом правлении. С постройкой же в Новочеркасске и с открытием в 1899 году Донского музея, знамя это было передано ему и стало его экспонатом. Здесь, в зале войсковых регалий, знамя находилось 2 десятилетия. А в декабре 1919 года, при приближении к Новочеркасску частей и соединений Красной армии, оно было эвакуировано из столицы национально-территориального образования «Всевеликое войска Донское». После чего знамя отправилось путешествовать по югу России вместе с остатками Донской армии, со временем ужавшейся до Донского корпуса пятитысячного состава. В конечном итоге памятное Георгиевское знамя было вывезено за границу и оказалось в Пражском музее. Оттуда оно и было доставлено в СССР после завершения Второй мировой войны.
В январе 1946 года памятное Георгиевское знамя войска Донского вместе с другими экспонатами Донского музея было передано Главному архивному управлению МВД СССР. А в 1947 году оно повторно поступило в бывший Донской музей, к этому времени ставший зваться музеем истории донского казачества. Это знамя уже в то время было обветшавшим. А за последующие 6 десятилетий оно утратило ещё ряд фрагментов своего полотнища, так как стало ещё более ветхим. По этой причине около шести лет тому назад знамя и отправили на реставрацию в имеющийся в Москве ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря.
Когда наиболее сложные работы по восстановлению утраченных фрагментов знамени были уже практически завершены, в июле 2010 года в реставрационном центре произошёл пожар, в результате которого знамя хоть и не подверглось воздействию огня, но всё же было загрязнено осевшими на него частицами пепла и копоти. Для удаления инородных частиц со знамени и приведения его в «товарный вид» потребовалось ещё около трёх лет. Благодаря стараниям художника-реставратора В.С. Букреевой, заведующей отделом реставрации тканей Е.В. Семечкиной и специалиста НИИ реставрации Е.Л. Молочевской, в конечном итоге всё же удалось добиться положительного результата. Интересно отметить, что реставрация донской реликвии финансировалась по линии министерства культуры и обошлась в 680 000 рублей. А вот устранение последствий пожара производилось уже за счёт ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.
К сожалению, имевшаяся на знамени надпись «В память трёхсотлетнего существования Донского Казачьего войска» почему-то так и не была восстановлена. От неё теперь остались всего лишь две всё же сохранившихся буквы. А о местах расположения и о конфигурации всех остальных букв можно судить лишь по оставшимся на полотнище знамени более тёмным местам их бывшего закрепления. И хотя остальные декоративные элементы знамени (венок из лавровых листьев в центре знамени, государственный герб в виде двуглавого орла внутри этого венка, вензели императора Александра II по углам знамени) восстановлены полностью и находятся на отведённых для них местах, без утраченной и не восстановленной надписи оформление полотнища знамени выглядит до конца так и не завешённым.
На демонстрации возрождённого знамени общественности, в подавляющем большинстве своём представленной сотрудниками городских либо областных СМИ, музейные работники, дополняя друг друга, осветили историю знамени, претерпевшего затянувшуюся реставрацию. Своё слово присутствовавшим в отделе МИДК «Атаманский дворец» сказали главный хранитель фондов Виктория Науменко, заместитель директора по науке Евгения Ситливая, директор МИДК Светлана Сединко. Затем, в сопровождении торжественной музыкальной мелодии, другие сотрудники музея – по 3 человека в белых перчатках с двух сторон – подняли огромный планшет с закреплённым на нём восстановленным знаменем и поместили его под стекло экспозиционной витрины. Здесь, в Арочном зале бывшего Атаманского дворца, и будет теперь покоиться эта воинская хоругвь, в своё время пожалованная Донскому казачьему войску российским самодержцем Александром II. По подсчётам имперского центра — в честь 300-летия с момента создания войска Донского; по мнению же самих донцов – в ознаменование 300-летия начала их сотрудничества с самодержавной властью на взаимовыгодных условиях.
Павел Чернов.