ТАКАЯ КОРОТКАЯ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ
Им иногда кажется, что все это случилось вчера: были молодые и вся жизнь впереди, познакомились, поженились. А ведь прошло уже полвека…
Как знакомились молодые люди тогда? Многие — просто на танцах в городском саду в Таганроге. Так было и у Вильсона Минасяна из Грузии и Веры Яровых из Горловки. Жила одна огромная страна, по которой передвигаться можно было свободно — хоть в Грузию, хоть в Прибалтику, знакомится, дружить, несмотря на национальность, создавать семью.
Сегодня, 1 августа 2013 года исполняется 50 лет совместной жизни этой семейной пары.
Вильсон родился в Ахалкалакском районе, что в Грузии, в большой армянской семье. Отец вернулся с фронта без ноги, мама умерла, когда Вильсону было 8 лет, и в семье появилась мачеха, которая заменила ему мать. Жили очень бедно, трудно, голодно. Выживать помогали родственники и друзья. Вильсон по совету знакомого в 17 лет приехал в наш город. Жил у земляка. Освоил профессию сварщика.
1962 год, трагический год для Новочеркасска. Вильсон невольно оказался в центре событий, происходивших на НЭВЗе. Город нравился, но осторожность посоветовала сменить место жительства.
Электросварщик нужен был в те годы созидания везде. Вильсон переехал в Таганрог, где и встретил свою будущую жену – русскую. Вера работала штукатуром. Возникла взаимная симпатия. Но… Ситуация складывалась не простая. И вернулся Вильсон на родину, работал в бригаде, которая тянула линию электропередач в горах. Однако Веру забыть не мог, писал, что скучает. И Вера решилась, приехала к будущему супругу, она ведь тоже влюбилась! Так появилась новая советская семья.
На родине Вильсона русских было мало, поэтому Вера вызывала интерес. Хотя таких пар, когда супруги были уроженцами разных республик, в стране было много в то время. Вера вспоминает, что ее встретили как родную. Молодую жену друзья мужа учили армянскому языку.
Стали они жить у двоюродного брата Вильсона — Феликса Минасяна, прапорщика. Он помог Вильсону получить работу в военном городке. Молодоженам выделили комнату. А потом по работе они переехали в деревню к родственнику Артовазду Антоняну. Свояки выделили для молодых лучшую комнату, помогли с одеждой. Но мысли о будущем подтолкнули к переезду в Новочеркасск, где можно было и работать, и учиться. Тянула к себе донская земля. Знал Вильсон, что армяне здесь жили всегда, успешно жили, с момента основания города.
В 1964 году родился первенец – сын Роберт. Вильсон всегда был активным комсомольцем. Отлично трудился. Получили квартиру в микрорайоне Новый городок, в бывших бараках. С ними стал жить и брат Вильсона, инвалид. Трудно было. Топили углем. Несмотря на то, что фото Вильсона красовалось на Доске почета и у него лежала Почетная грамота Министерства строительства РСФСР, он нередко для заработка разгружал по ночам вагоны. Семья для молодого человека была главной ценностью.
Вера немного работала на швейной фабрике. Продавала продукцию, училась на продавца. В 1967 году родилась дочь Ирина. Вот тогда они получили квартиру на Черемушках. Помог Анатолий Сумской. В 1974 году родилась дочь Сусанна. Вильсон уже работал на заводе постоянных магнитов. Вначале мастером цеха механической обработки, а потом — директором стадиона «Магнит». Старожилы помнят, что именно тогда на стадионе начали заливать зимой каток.
Сколько родственников воспользовалось гостеприимством этой семьи! Не только со стороны Вильсона, но и со стороны Веры. Жили вместе, учились. Только двоюродных братьев, сестер, их детей, было около 20. И никто не показал себя плохо. Совместное проживание с гостями тоже закаляло брак.
Между тем Вильсон, уже имея за плечами строительный техникум, с отличием окончил новочеркасский техникум советской торговли. В торговле и обслуживании населения всегда было немало армян в нашем городе, еще с дореволюционных времен. К 1976 году он уже имел значительный опыт как руководитель и прекрасный организатор.
В 80-х годах один из продовольственных магазинов города (был он в Черемушках) перешел в соответствии с веяниями того времени на семейный подряд — шло такое движение в стране, как обкатка нынешних акционерных обществ. Его называли просто — «магазин Минасяна». Семейный магазин отличался, прежде всего, высоким качеством обслуживания. Покупателей здесь встречали, как дорогих гостей. К ним часто выходил сам Вильсон Амбарцумович, расспрашивал, что и как, пожилым предлагал посидеть отдохнуть. Перенимать высоко оцененный опыт отличной работы этого магазина приезжали не только из других районов области.
Минасян вырос как инициативный руководитель, пользовался заслуженным авторитетом. В его магазин приезжали покупатели со всего города. Шло время перестройки. Начинались первые альтернативные (!) выборы. И покупатели-избиратели, жители Черемушек, выдвинули, а потом избрали его депутатом.
— Это же надо! – довольно улыбался он тогда в усы. — Меня, армянина, «торгаша» — в депутаты!
Подепутатствовать он долго не успел. Тогдашний председатель горисполкома Николай Присяжнюк предложил Минасяна на должность начальника отдела торговли. Весной 1990 года 150 депутатов Городского Совета большинством голосов утвердили его кандидатуру.
Кабинет у него не закрывался. Шли ветераны, пенсионеры, шли за помощью — время было трудное, полки магазинов пусты, в лексикон тогда вернулись слова «паек», «карточки» — по ним выдавали даже стиральный порошок.
Несмотря на трудности, в стране зарождались рыночные отношения. Их становление требовало новых подходов, поиска новых решений С 1993 года Вильсон Минасян – заместитель главы администрации города, руководитель городской торговли. На семью оставалось мало времени. Но всегда опорой, надежным тылом семьи была Вера. Каждый, кто растил троих детей практически без помощи бабушек, дедушек, да еще и при постоянных гостях (знаете, какое у кавказцев уважение к гостю), поймет, насколько это непросто.
Распад СССР увеличил миграцию в Россию. То, что он армянин, хотя и полностью прижившийся в Новочеркасске, Вильсон никогда не забывал. У многих местных армян возникла мысль создать культурно-просветительский центр, названный «АНИ» в честь древней столице армянского царства. Все, кто приехал в казачью столицу, хотели привить своим детям любовь к исторической родине, к обычаям. В армянской общине новые молодые граждане России могли учить язык, знакомится с историей и культурой Армении. Но в тоже время «АНИ» ставил целью воспитать у приезжих уважение к новому дому, к тем, кто живет здесь испокон века.
Центр в те годы оказывал помощь приезжим соплеменникам, в том числе и материальную, проводил множество массовых мероприятий, концертов, праздников. Все, кто побывал в свое время на благотворительном вечере в киноконцертном зале «Космос», уверен, не забудут это красочное, содержательное мероприятие, на котором среди прочего звучали на русском языке стихи древних восточных поэтов, хорошо знакомых образованным людям.
Общиной сделано все возможное для строительства армянской апостольской церкви. Храм возводится на средства активистов. Среди инициаторов и активных участников, кроме Вильсона Минасяна, Гарник Айрумян, Ара Арсенян, Рубик Аревян, Михаил Арамян, Агван Билбарьян. Храм растет, но не так быстро, как хотелось бы. Вильсон уверен, что это благое дело будет доведено до завершения. А пока семья посещает православные храмы.
Вильсон и его жена Вера считают, что надо любить людей, надо помогать нуждающимся. Именно поэтому Вильсон много тепла отдал людям, и подчас, и сам считает, недостаточно отдавал семье. Он благодарен жене, она часто жертвовала собой, поддерживала мужа, подбадривала, давала советы. Ну, и конечно, редактировала русский язык выступлений мужа – он и сегодня говорит с акцентом. Супружеская пара благодарна всем, кто помогал им на их совместном пути, никогда не забывает этих людей.
Не всегда все было расчудесно. 50 лет – долгий срок. Воспитанные в разной среде, в разных традициях муж и жена, как и все мы, бывало, что ссорились и по этим причинам. Но Вера всегда понимала, что у армянина свой взгляд на вещи, отличные от ее. Оба супруга оказались сильными натурами. Вильсон вспоминает, что, конечно, были мысли: зачем женился на русской? Но если разведусь – позор. А как же дети? Отказываться от детей? Нужно искать компромисс. Если ценишь детей – нельзя разводиться. Сейчас бытует выражение: «пора заводить детей». Вера возмущается – заводят собаку, кошку, другую скотину. А дети появляются по любви.
И, тем не менее, в какой-то момент Вера решила оставить мужа, уехать. Ее вразумила мама, сказав: «Я же тебя предупреждала: имей в виду, он армянин. Сама решала выходить за него замуж. Смолчи!» (Вильсон считает, что его судьба наградила золотой тещей). А тогда муж стал на колени перед женой: не уезжай. И Вера взяла за правило никогда у пришедшего поздно мужа не выспрашивать: где был, с кем, по какому случаю вина выпил? Сам потом расскажет и посоветуется. Вильсон считает, что Вера часто жертвовала собой ради него, ради детей.
Процесс ассимиляции приезжих с Кавказа, считает Вильсон, активно идет. Заключается много подобных браков. Вот дочь Ирина вышла замуж за русского. Все их дети дорожат семьей. Дружат между собой. У юбиляров растет 8 внуков, 2 правнука.
И Вера, и Вильсон давно уже на пенсии. Живут в районе дач, в скромном садовом домике среди зелени. Никаких магазинов в собственности, уверяет Вильсон, ни у него, ни у его детей, нет. Все их дети сотрудничают с американской фирмой AmWay уже более 10 лет, от этого и доход имеют.
… Как говорится, жизнь протянется – всего достанется. Вильсон и Вера остались верны друг другу и в радости, и в трудностях.
Редакция газеты и автор сердечно поздравляют юбиляров, желают им долгих лет жизни, здоровья, любви и заботы детей и внуков.
Павел Захаров.
От редакции: к автору присоединяется, ох, как присоединяется «Частная лавочка»! Мы знаем Вильсона Амбарцумовича еще с тех времен, когда … «Частной лавочки» не было. А только родились «Новочеркасские ведомости». И нынешние «лавочники» еще трудились в этой газете, часто общались с Вильсоном Амбарцумовичем и всегда восхищались: какой у нас начальник торговли, и человек какой!!! Мы и сегодня восхищаемся, любим, поздравляем! Вас, Вильсон, Амбарцумович, и Вас, Вера Степановна, – вы вместе, и это главное. Это – ваше главное богатство. Это – ваше золото, вот почему зовется свадьба золотой. Горько!!!