Как-то в разговоре председатель Союза предпринимателей города Михаил Васильев сказал: «Любому начинающему предпринимателю обязательно, просто необходимо прочесть книгу Т. Драйзера «Финансист». Ведь это фактически учебник успешного предпринимательства». Откровенно говоря, после этого я, не откладывая дело в долгий ящик, взял томик из собрания сочинений столь популярного у нас прежде писателя и прочитал роман, уже помня слова умудренного жизнью бизнесмена. Да, он совершенно прав: прочесть его молодым людям стоит.
Книги Драйзера, рассказывающие о становлении капитализма на грани XIX и XX веков в Америке, были чрезвычайно популярны в 60-х годах прошлого века у нас. Они шли нарасхват. Конечно, советского читателя привлекал сюжет, психологические и моральные моменты действа. На особенности предпринимательства при капитализме, изложенные в этом «учебнике», которые тогда в нашем обществе однозначно осуждались, мало кто обращал внимание.
А на днях я взял из своей фильмотеки американский фильм с любимой мной Диной Дурбин «Сто мужчин и одна девушка». Современные зрители знают эту звезду американского кино, которая недавно, без суеты и любопытства журналистов, тихо и незаметно ушла из жизни во Франции, по отрывку из американского фильма 40-х годов, где она старательно и трогательно исполняет на русском языке популярнейший романс «Две гитары». То были годы, когда в США с симпатией относились к нашей стране, победившей фашистскую Германию.
Конечно, название фильма привлекает зрителя и будит буйную мужскую фантазию. Но в этой кинокартине нет даже намека на любовь, не говоря уже про популярную ныне эротику. Кстати, фильм в 1938 году получил «Оскар». Настойчивость, предприимчивость, безрассудная отвага – вот что было идеологическим посылом кинокартины в те кризисные годы в Америке. Фильм утверждает: безвыходных ситуаций нет.
Отец героини — безработный музыкант. Волею случая его дочь знакомится с богатейшими людьми города, одна из жен олигарха в шутку обещает голодной девушке, практически нищенке, спонсорство симфоническому оркестру безработных музыкантов и дает слово раскрутить коллектив по радио.
Мы воочию видим гениального дирижера Леопольда Стоковского, слышим популярную классическую музыку, данную дозировано, к месту, без назойливого менторства, и прекрасное пение Дины Дурбин. А также наблюдаем, как молодая девушка добивается своего вопреки всем препятствиям. Она использует случай как трамплин. При этом ее отец пытается отрезвить дочь неверием в успех дела. Собственно это своего рода наглядное пособие по предпринимательству: иметь четкую цель, верить в успех, стремиться воплотить задуманное и представлять конечный результат.
Это сегодня в американских фильмах результат достигается мордобоем, и побеждает сила, а в упомянутом фильме показано, как уверенность в себе, продуманные действия, обязательно приносят успех без использования вышестоящей протекции.
«Сто мужчин и одна девушка», как и другие фильмы с участием этой актрисы, был необыкновенно популярен в послевоенные годы в СССР. Дина Дурбин была синтетической актрисой, которой подвластны были комедийные и драматические роли, танец и пение. И она для себя приняла решение остаться в памяти зрителей навсегда молодой, прекратив сниматься лет 60 назад.
Как любое талантливое произведение искусства, этот фильм, без натяжки, современен. Но главное, он вполне может быть своеобразным учебником жизни в современных условиях для очень многих – для тех, кто стремится открыть свое дело, не изобретать велосипед.
Обозреватель.