Сегодня: 27 ноября 8325, Пятница

Выставка произведений народного художника СССР Николая Овечкина открылась в Новочеркасске. Она приурочена к двум датам известного живописца: в мае 1929 года Николай Васильевич родился, а в июне исполняется 20 лет с тех пор, как его нет с нами.

Мемориальный дом-музей М. Грекова разместил на своих площадях 50 работ мастера.

Н.В.Овечкин. Автопортрет. 1962.

Н.В.Овечкин. Автопортрет. 1962.

— Все они из фондов музея истории донского казачества, — рассказывает заведующая домом-музеем В.Н. Лиховидова. — Большинство поступило уже  после смерти художника в 1993 году. На выставке немало работ, которые публика увидит впервые. В основном это — графика, зарисовки к картинам и путевые заметки, выполненные тушью, карандашом, фломастером. Часто в поездках, когда приходило вдохновение, Овечкин писал всем тем, что попадалось под руку.

Его именем связаны Новошахтинск и Новочеркасск, в первом городе он родился,  а во втором жил и работал  в 60-70-е годы, органично не только вписавшись в его художественную жизнь, но и оставив  в ней свой след.

Николай Васильевич вырос на Дону и всем своим существом впитал мажорную красоту родной земли  с ее исторической славой. Немаловажным стало воздействие отца, бывшего кавалериста-буденновца и овеянного героикой гражданской войны мемориального дома-музея М.Б. Грекова.

Но были в его жизни и другие факторы, сформировавшие мировоззрение художника  и определившие приверженность тем или иным направлениям живописи. Сам Овечкин называл литературу, и прежде всего Шолохова и «Тихий Дон», потрясший его в юности (позднее будут Роллан, Маяковский, Гете), и музыку. Сначала  Бетховен, Мусоргский, Шаляпин, затем — Бах, Рахманинов, Паганини, Брамс, Вивальди, Гайдн. Динамика, движение, мощь и действенность персонажей — все это придавало работам Овечкина характерные черты и выделяло среди других живописцев.

Он шел к своей мечте стать художником с неуемным темпераментом, не останавливаясь ни перед какими препятствиями. Несмотря на всю противоречивость творческих исканий, он не был «витязем на распутье». Симпатии художника были отданы романтике человеческих образов, в изображении которых никогда не было надуманности, а лишь доскональное знание ситуации, положенной в основу произведения.

Неслучайно поэтому многие работы имели успех на республиканских и всесоюзных выставках 60-80-х годов ХХ столетия. Живописец представлял реального человека, конкретного современника, овеянного героикой жизни.

Художественные воззрения Н.Овечкина определило и членство в Студии военных художников им. М.Грекова.  Все его творчество исполнено в лучших традициях русской и советской батальной  живописи, заложенных В. Верещагиным, В. Суриковым, Ф. Рубо, М. Грековым. Исторические портреты выдающихся деятелей истории и культуры государства российского, масштабные полотна о битвах Великой Отечественной войны, диорамы «Освобождение Новочеркасска», «Взятие Азова», панорамы, в том числе «Бородинская битва» и  «Плевенская эпопея», и многое другое — принесли автору заслуженное признание.

Хочется предполагать, что восхождение мастера началось с огромного многофигурного холста «Вольница», который он выполнил специально для музея истории донского казачества в 1962 году и которое украшает один из его залов. Годы, проведенные в Новочеркасске — это отдельная историческая эпоха в художественной культуре города. Многолетняя дружба с главным художником Г.П. Тарановым, открытие и работа художественной студии, общение с деятелями культуры, с живописцами… Достаточно сказать, что два студийца-овечкинца здравствуют и поныне. Это перешагнувшие 90-летний рубеж А.А. Редичкин и 80-летний рубеж Л.В. Елисеев. Увы, в прошлом году не стало 85-летнего В.П. Есаулова, который вместе с Николаем Васильевичем принимал участие в создании комплекса панорамы «Плевенская эпопея» в Болгарии, включающего в себя восемь крупных исторических полотен.

Переходя из зала в зал от картины к картине, ощущаешь их мощную энергетику, притягательность и страстную увлеченность автора. Словно рядом с нами здесь, в  мемориальном Доме-музее М. Б.Грекова, присутствует сам Николай Васильевич. Художник и герои его полотен во все времена вызывали оживленные дискуссии и споры. Но никогда не оставляли равнодушными зрителя.

 Женета Гридасова.