«Театр – это форма знаний: он должен и может быть способом трансформирования общества. Театр может помочь нам построить наше будущее, вместо того, чтобы просто ждать этого будущего».
Аугусто Боаль.
На учебе вожатского актива, традиционном для «Алого паруса» (ЦЭВД) мероприятии, ребята приняли участие в сценке на тему, непосредственно касающуюся жизни вожатых в лагере. Сценка проходила по новому, еще неизвестному им до этого момента методу форум-театра…
Для справки: о методе и авторе
Есть такая театрально-игровая форма — форум-театр называется. Мне кажется, это говорящее название, форум — обсуждение, вот и выходит что форум-театр — театр с обсуждением. Это социальный театр, придуманный бразильцем Аугусто Боалем, чтобы помочь угнетенным соотечественникам встать с колен (потому технику еще называют театром угнетенных). Форум-театр приобретает все большую популярность в мире как метод.
Основная идея форум-театра – показать обществу необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить людям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение ситуации, в которой они находятся, зависит, в первую очередь, от них самих. В настоящее время данный метод успешно применяется в работе с детьми и молодежью, представителями самых разных социальных слоев и профессиональных сообществ. Работа по технологии форум-театр может быть эффективна для любого человека или группы, главное, чтобы тема была близка.
Его принцип — подсказать «жертве» (протагонисту), где выход из ситуации, и избавиться от влияния противодействующих ему антагонистов, подключая к игре зрителей и предоставляя им возможность заменять собой «жертву» и его помощников, меняя при этом и ход событий. Постановка строится таким образом, что изначально сцена заканчивается пиком конфликта (ситуацией провала), и зрители, заменив исполнителя одной из ролей, меняют ситуацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для «жертвы».
Технология таких представлений хороша и отличительна именно активным участием зрителей в спектакле наравне с актерами. Они по желанию выходят на сцену, предлагают альтернативы для решения проблемы, проявляют инициативу, иногда веселятся, а заодно все хорошенько обдумывают и рассматривают с разных сторон.
Чтобы данное зрелище не стало хаотичным, есть в данном театре и посредник между актерами и зрителями — модератор (его еще называют в этом театре джокером). Роль его заключается в организации процесса подготовки публики и помощь в координации всех действий. Поэтому перед началом показа он проводит разогревающие упражнения, далее корректирует сценки, помогая группе достигать наибольшей выразительности, ясности, результативности.
Уместность темы — залог успеха
За день до представления ребята (не профессиональные актеры, а участники учебы актива) сценку придумали и отрепетировали. Модератором стала руководитель информационно-методического отдела ЦЭВД психолог Г.А. Самарская. Главные вопросы, которые пугали актеров и модератора: будут ли проявлять активность зрители, захотят ли они поучаствовать в представлении?
И вот настал тот час, когда зрители получили возможность показать свои варианты развития событий пусть не в целом спектакле, а в небольшой сценке, но зато организованной специально для них. Им предложили решить два вопроса. Первый: Как правильно избавиться от навязчивой влюбленной, чтобы не навредить ни ей, ни себе? Второй: Как справиться с несогласием, ленью, нежеланием идти на контакт коллектива детей. Темы подсказала С.А. Велигура — руководитель детско-молодежной общественной организации «Алый парус».
Вначале, как и положено, модератор провела разминку с залом и объяснила публике их возможности. Затем прошел сам показ первоначального варианта сценки. Поскольку проблемы оказались близки ребятам, опасения о неактивности не оправдались. И без того активные «парусята», увидев насущную тему, ринулись на сцену один за одним, стремясь изменить ситуацию провала и сделать окончание сценки позитивным.
Заменять на сцене нужно было вожатого, поскольку именно он был угнетенным протагонистом в данной ситуации. К актерам вместо вожатого выходили другие мальчики, девочки и даже группы людей. Вожатому предлагали быть строже, воздействовать хитростью, уговаривать, мотивировать, пугать. Спектакль получился веселым и принес свои плоды. Сразу был виден азарт. Оказалось, что многие из присутствующих не против продолжения работы в такой технике.
Откуда взяли этот театр?
Как я уже написала, метод этот придумал бразильский театральный режиссер Аугусто Боаль. Театр этот так пришелся по душе обычным простым людям, что нашел много последователей по всему миру. В подготовке описанного мной пробного для Новочеркасска спектакля по методу форум-театра участвовали те, кто совсем недавно побывал на первом этапе обучающего семинара «Дельта 2», одним из партнеров которого является общественная организация Союз «Женщины Дона». Семинар был организован для представителей сразу нескольких регионов. В нем помимо Новочеркасска также приняли участие группы из Кабардино-Балкарии, Осетии, Чечни, Санкт-Петербурга. И метод отправился с группами к ним домой.
У нас в городе познакомившихся с театром угнетенных пока немного. Поэтому к группе таковых можно и нужно присоединяться. Можно приносить свои темы и помогать актерам играть спектакли. Всегда будут рады они и новым зрителям. Я думаю, это хорошее и интересное дело. А все интересное и позитивное неправильно оставлять без внимания.
Ксения Неместная.