Сегодня: 24 ноября 5693, Вторник

С каждым годом роль музеев как культурных центров приобретает новое звучание. Сохраняя наследие прошлого, соединяя его с настоящим, они формируют духовную почву для будущих поколений.  Немаловажная роль в этом процессе принадлежит мемориальным домам и усадьбам. Фактически они являются своеобразными центрами исторического краеведения. Их экспозиции основаны на исторических документах, сосредоточены в зданиях, принадлежащих конкретным историческим лицам и связанными с ними и их деяниями.

— Когда посетители бывают в домике Крылова, — говорит заведующая мемориальным домом-музеем Елена Александровна Григоренко, — они по-другому начинают воспринимать и самого художника, и его творчество. И самое главное — прошедшие времена, события минувших дней, людей, живших в те времена. Как заметил один из экскурсантов, он иначе стал относиться к своему городу уже только от одной мысли, что ходит по тем же улицам, что и наши знаменитые земляки.

Ощутить те времена решили и представительницы  АНО «Женская палитра», чья выставка  в начале марта была развернута в малом выставочном зале. Эта общественная организация хорошо известна за пределами Новочеркасска. Соединившая в своих рядах женщин разных профессий и возрастов, она не просто стала для них своеобразным клубом по интересам, но и дала возможность  реализовать себя в различных видах творческой фантазии: декоративно-прикладном творчестве, в рукоделии, в живописном искусстве, на литературном поприще.

Возвращение к женскому началу, что может быть интереснее? В новом тысячелетии нас окружают информационные технологии, средства коммуникации, которые позволяют в считанные секунды получить разную информацию с разных концов земного шара. Все это необходимо для нас и создано руками человека. Но есть еще и другие вещи, без которых наша жизнь теряет свою окраску.  «Женская палитра» — это рукотворная организация,  единомышленниц в ней много, но каждая осознает свою индивидуальность, эти женщины умеют много и рады научить других, например, как с помощью рукоделия сделать практичным гардероб, украсить свое жилище,  разнообразить быт, вдохнув в него часть своей души.

Иван Иванович Крылов — известный художник, самодостаточная личность, он — не только признанный  живописец — певец донской природы, но и в городе, ставшем ему родным, известный общественный деятель: почетный мировой судья, гласный городской думы, издатель либеральной газеты «Донская речь», попечитель лазаретов и семей мобилизованных воинов в годы Первой мировой войны, член совета Новочеркасского краеведческого музея. Мы знаем, что любая медаль имеет две стороны. Поэтому гостей домика интересовала не эта, лицевая  сторона жизни живописца, а другая: как и кто решал бытовые проблемы, кто принял эти ежедневные текущие дела на свои плечи?

Елена Александровна аккуратно кладет на стол папку со старыми  выкройками и рисунками, сделанными еще на кальке, потемневшей с годами,  дореволюционными журналами, бережно накидывает на спинки стула вязаные скатерти и салфетки, не переставая при этом рассказывать и отвечать на вопросы.

Приехав в Новочеркасск из Москвы в 1897 году, Крыловы приобрели на окраине города небольшой домик, принадлежащий ранее священнику Троицкого храма. Ни сам Иван Иванович, ни его супруга Елизавета Ивановна не предполагали, что очень скоро это место станет притягательным для многих людей, живущих в городе, а со временем будет одной из знаменитостей донского края.

Ранее Крыловы имели только  съемные квартиры. Этот дом был их первым постоянным местом жительства и Елизавета Ивановна приложила немало усилий для того, чтобы он стал для мужа крепостью, в которой можно было укрыться от различных невзгод, чтобы здесь можно было отдыхать душой и телом, чтобы обстановка способствовала  реализации его творческих замыслов. Обустройством быта она занималась всю жизнь.

После революции  Крыловы жили очень скромно, бюджет рассчитывался столь бережно, что просто удивляешься. Записные книжки, которые вела хозяйка, позволяют оценить нам это сегодня. Она многое делает своими руками: вяжет покрывала и скатерти, вышивает салфетки. Это придает атмосфере дома уют и тепло. В непростых домашних и очень трудоемких делах — это сейчас кухни оснащены различными агрегатами — ей помогают приемная дочь Акилина Ивановна (ее портрет, также, как портрет самой Елизаветы Ивановны, украшает одну из спален), а также воспитанница Ирина Шевченко.

В доме Крыловых всегда было много гостей, готовилось угощение. Здесь можно было встретить писателей  К. Тренева, А. Серафимовича, А. Куприна, певца Л. Собинова, скрипача К. Эрденко, художников и архитекторов М. Грекова, В.Болдырева, Н. Тусова, Я. Коротченко. В теплые дни, когда звучали музыка и пение, хозяйка открывала окна, под которыми собиралось немало слушателей — местные жители.

С интересом смотришь на рецепты выпечки и блюд, записанные рукой Крыловой в отдельной книжке, на рецепты медицинские — от холеры, от малярии. Ведь Елизавета Ивановна, рожденная в Петербурге в семье надворного советника, получила по тем временам очень хорошее образование, да еще окончила Бестужевские медицинские курсы. Зная об этом и о том, что Крыловы никогда ни в чем никому не отказывали, люди шли к ней за помощью. Обращение к докторам было дорогостоящим удовольствием, а Елизавета Ивановна лечила  бесплатно, ее доброта и бескорыстие шли от души.

Увы, прошедшее время с различными перипетиями не позволило сохранить ряд раритетов и вещей из домика живописца. Нуждавшаяся семья после смерти кормильца вынуждена была продать его мольберт и холсты.  То наступали грозные революционные события, то Отечественная война, то мещанству объявляли бой и часть домашнего убранства отправлялась на свалку.  Да и сам домик художника чудом не был уничтожен в 1979 году. Только силами патриотов своего города, которые взялись за руки и встали  возле него, образовав людскую цепь, удалось избежать варварского разрушения. Бульдозерист не посмел направить на нее машину. Но мастерская художника была снесена.

Все, что сохранено, сохранено самой Елизаветой Ивановной, после ее смерти — дочерью Акилиной Ивановной. Позднее, когда домик приобрел статус мемориального, — силами сотрудников музея. Они изучают наследие нашего знаменитого земляка, пропагандируют его коллекцию вещественных, изобразительных и письменных источников, ведут культурно-просветительную и научную работу, издают каталоги, альбомы, публикуют научные статьи в краеведческих сборниках.

Познакомившись в молодости, полюбив друг друга и тайно обвенчавшись вопреки воле родителей Елизаветы Ивановны, лишившись их материальной поддержки, Крыловы, между тем, прожили счастливую жизнь. Их глубоким чувствам можно только позавидовать. В 20-е годы  ХХ века, когда были большие перебои с хлебом, Иван Иванович стоял в очереди по несколько часов, чтобы купить жене ее любимую «франзулю», дорогостоящее удовольствие по тем временам. «Дорогая жинка…» — писал он ей в письмах. А Елизавета Ивановна, за которую сватались в Санкт-Петербурге генералы, ни разу ни в чем не упрекнула мужа. Всю их совместную  жизнь была  музой, путеводной звездой «своего Вани», верной помощницей, его крепким тылом. Всегда оставаясь в тени, на втором плане, она играла, между тем, едва ли не главную роль, возложив на себя бремя домашних хлопот и бытовых проблем, была неотъемлемой частью всего его творчества.

После смерти Крылова в 1936 году, несмотря на финансовые проблемы, Елизавета Ивановна, выполняет волю мужа и передает городу около 900 работ. Периодически их незначительная часть демонстрируется на тематических выставках в малом зале выставочного зала, на месте, где когда-то была мастерская художника.

Завершилась экскурсия для «Женской палитры» за столом  Крыловых в гостиной  чаепитием. Делясь впечатлениями, листая журналы, перебирая выкройки и расхваливая рисунки, рукодельницы пообещали воплотить некоторые из них в жизнь и преподнести в дар мемориальному Дому Ивана Ивановича Крылова осенью.

 Женета Гридасова.