Владимир Путин подписал два документа, которые вносят изменения в действующий закон «О СМИ». Во-первых, введены штрафы за изготовление или распространение продукции СМИ, содержащей нецензурную лексику. Для граждан России штраф составит от 2 тысяч до 3 тысяч рублей с конфискацией предмета правонарушения, для должностных лиц — от 5 тысяч до 20 тысяч рублей с конфискацией, для юридических — от 20 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией. Правда, непонятно, что будут конфисковывать. В случае с печатными СМИ, видимо, тираж. А если он уже разошелся? По экземпляру, по листикам собирать? С теле- и радиоматериалами – еще интереснее: слово – не воробей, вылетит (в эфир!) — не поймаешь.
Любопытна ситуация с самой «нецензурной бранью». В нашем законодательстве нет четких критериев, где брань «цензурная» переходит в нецензурную. До сих пор в каждом спорном случае при рассмотрении в суде дел об оскорблении назначалась лингвистическая экспертиза. Теперь редакторам приглашать экспертов перед тем, как всякий раз чихнуть?
Второе нововведение касается опубликования любой персональной информации о несовершеннолетних жертвах преступлений. Теперь СМИ не могут сообщать такие личные данные, как фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства и учебы, а также любую другую информацию, которая поможет установить личность ребенка или его родителей. Также нельзя публиковать фотографии и видеозаписи с изображением пострадавшего. В случае нарушений установлена ответственность в виде штрафов – от 3 до 5 тыс. рублей для граждан, от 30 до 50 тыс. рублей для юридических лиц и до 1 млн. рублей для юрлиц. Без родительского согласия публикация такой информации допустима в случаях, когда «получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий».
Во наворочали! Попробуй в маленьком городе, где всяк знает каждого, написать об изнасиловании «некой» девочки. Ведь все всё знают и прекрасно поймут: кто, где, кого, когда и даже – каким способом!
По мнению секретаря Союза журналистов России Павла Гутионова, принятие данных законов в очередной раз предоставляет огромный простор для произвола тех, кто может попытаться не дать сказать правду о том или ином человеке или организации: «Это плохие законы, они непродуманные. Люди, которые их сочиняли, так торопились, что даже не удосужились продумать, как они будут работать в реальности».
Елена Надтока.