Википедия
Социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками:
социальное воздействие (англ. social impact) — целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты;
инновационность — применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;
самоокупаемость и финансовая устойчивость — способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;
масштабируемость и тиражируемость — увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;
предпринимательский подход — способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом.
За круглым столом в новочеркасской торгово-промышленной палате 28 марта собрались городские депутаты, члены ТПП, журналисты и просто активные горожане.
Разговор на заседании Комитета по информационному обеспечению предпринимательства ТПП шел о таком качественно новом в современном российском обществе явлении, как социальное предпринимательство, и возможности его использования в условиях нашего города. К примеру, можно ли с его помощью решить проблемы катастрофической нехватки мест в детских садах и плачевного состояния некоторых городских парков.
Прежде всего, участники круглого стола определились, как каждый из них понимает саму идею социального предпринимательства, ранее широко известного лишь за рубежом, но недавно получившего распространение и в отечественной бизнес-практике. Все согласились, что опыт реализации подобных проектов, накопленный другими городами и регионами, требует анализа и оценки как перспектив, так и проблем.
Но начался разговор с общего обсуждения острого для города вопроса очереди в детские сады и путях его решения. Депутат Андрей Карабедов представил информацию о потребностях в детских учреждениях и затратах, необходимых в различных вариантах. По его словам, при строительстве новых садов место для одного ребенка обойдется изначально казне в 779 тысяч рублей, при выкупе под детсады площадей в уже построенных зданиях – немногим меньше. И все это длительные и дорогостоящие мероприятия, для которых еще и не предусмотрено финансирование в текущем году. Таким образом, более тысячи детей просто не смогут в ближайшем будущем попасть в дошкольное учреждение.
Выходом могло бы стать создание частных детских садов и так называемых семейных групп. Но ни тех, ни других в нашем городе почти нет. В первом случае стоимость пребывания ребенка в частном заведении высока для родителей. Создание же семейных групп — когда молодая мама, находящаяся в декрете, берется за выполнение функции воспитателя для 4-5 малышей у себя на дому и получает зарплату через детский сад — тоже проблемно. Заработная плата «семейной воспитательницы» сейчас составляет чуть больше пяти тысяч рублей и не устраивает большинство претенденток.
Для того чтобы развивалась сеть альтернативных детских учреждений, созданных предпринимателями и горожанами, необходимо решить две проблемы. В одном случае — за счет муниципального бюджета увеличить оплату труда для семейных групп. В другом — компенсировать, опять же за счет городской казны, часть родительской платы за место в частном детском саду (это предложение внес Андрей Карабедов).
По мнению журналиста Ирины Мардарь, сегодня необходимо бросить все силы на создание альтернативной сети дошкольных учреждений:
— Если бояться проблем, то их и не решить. Прежде всего, надо вести разъяснительную работу с теми, кто потенциально может участвовать в таких проектах, ведь многие даже не знают о существовании семейных детских групп. Нужно собрать всех родителей, кто «безнадежно» стоит в очереди в муниципальные сады, объяснить перспективы и возможности, снять с них психологические преграды перед новым делом.
И хотя создание семейных групп не является примером социального предпринимательства — ведь молодые мамы поступят на муниципальную службу — участники круглого стола сразу решили предпринять конкретные действия: провести информационную кампанию и обратиться с письмами в администрацию и городскую Думу об увеличении размера оплаты тем, кто решит создать у себя дома семейные детские группы.
Примером же классического социального предпринимательства могло бы стать участие представителей бизнеса в развитии и восстановлении городских парков. В Новочеркасске накопилось много негативного опыта в этой сфере: детский парк «Фиеста», парк в микрорайоне Октябрьский. Редактор газеты «Пробизнес» Ирина Васильева в качестве выхода предложила варианты передачи парков в концессию и налоговом послаблении для предпринимателей, готовых «вложиться» в дорогостоящие проекты по оборудованию мест отдыха. Ведь хотя создание достойных казачьей столицы парков и нацелено на решение социально-значимых проблем города, но проект должен быть как минимум самоокупаем для предпринимателя, а в идеале приносить прибыль. Поэтому решение этого вопроса — еще впереди.
В любом случае все собравшиеся за круглым столом в торгово-промышленной палате сошлись во мнении, что за социальным предпринимательством в Новочеркасске должно быть будущее: пора выбираться из ситуации, когда город ожидает финансовых вливаний только от вертикалей государственной власти.
Наталья Андреевская
Фото Владимира Блиставцева