Сегодня:

ЗАМЕТКИ О ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Законопроекты по ювенальной юстиции и попытки насаждения её принципов на российскую почву вызвали у гражданского общества бурю эмоций. Такая реакция понятна и предсказуема – затронуто самое дорогое и глубинное, то, на что возлагают надежды как общество в целом, так и его отдельные индивидуумы. Дети – это наше ВСЁ! С одной стороны – это то, для чего мы трудимся и живем, продолжая себя в подрастающих поколениях. С другой – будущность страны, народа, этноса. Поэтому вопрос реализации принципов ювенальной юстиции прошивает насквозь всё наше бытие, проходит через сердце каждого человека.

Но и этот взгляд на проблему – в значительной степени поверхностный. Ведь система воспитания детей всегда строится на какой-то доктрине, на определенном мировоззрении, менталитете. Мы воспитываем так, как живем сами, прививаем те ценности, какие дороги нам. И здесь цель каждого родителя, как это ни банально звучит, сделать так, чтобы «яблоко» от «яблони» недалеко упало, чтобы всякому постороннему взгляду было понятно – какого «дерева» «плод».

Система ювенальной юстиции построена на так называемых либеральных ценностях, где центральной ценностной фигурой провозглашается свободный индивидуум, чьи интересы ставятся выше интересов окружающей его общины. Отсюда абсолютизация свободы во всех её проявлениях. Идеалы современного либерализма, по-моему, известны всем: нерегулируемый свободный рынок; возможность выражать любое мнение, что, по сути, означает – говори, что вздумается; политическая всеядность; и, конечно, реализация своей сексуальности в нетрадиционных формах. Словом, не стесняйтесь – будьте свободны во всем! Граница же свободы постоянно отодвигается, постепенно уводя человека со светлой стороны во мрак.

По сравнению с традиционным обществом, где правовой и моральный приоритеты отдаются интересам общины, а обязанности ставятся выше свобод, либеральная система ценностей является понижающей, профанирующей. Но что интересно, ярые приверженцы либерализма отличаются еще одной чертой – стремлением навязать свои ценности другим, то есть, заведомо лишить своих оппонентов свободы выбора.

Так либеральность оборачивается к нам своей негативной стороной – полным отсутствием свободы как таковой и зависимостью от жестко регламентированных установок. Казалось бы, парадокс! Но присмотритесь внимательнее, этот парадокс отлично работает, обманывая и подчиняя, лишая человека ответственности, а по сути, свободы, поскольку жить в обществе и быть от него свободным просто невозможно!
Как эти философские и мировоззренческие принципы отражены в зеркале ювенальной юстиции? Прежде всего, ювенальная юстиция провозглашает приоритет прав и интересов ребенка над правами родителей. А также дозволяет и настаивает на вмешательстве в дела семьи не только государственных органов всех мастей, но и общественных организаций, всех заинтересованных лиц, будь то соседи, прохожие, досужие любопытствующие. И это вмешательство – вовсе не доброжелательная помощь и поддержка, а законодательно закрепленный контроль, карательные меры, вплоть до забирания ребенка из семьи, причем без всякого суда в целях … профилактики.

В рамках введения ювенальной системы права ребенка, который пока еще незрел духовно и физически, искусственно расширяются. Дети привлекаются к участию в судебных разбирательствах, приобретают право подавать на своих родителей в суд, жаловаться на них по самым ничтожным поводам. Родители же ставятся в положение без вины виноватых, в отношении них уже не действует презумпция невиновности, их изначально подозревают если и не в преступлениях против ребенка, то в неподходящих методах воспитания. А какие методы ребенку подходят – будут решать чиновники, опираясь на общие стандарты ювенальной системы.
О стандартах воспитания разговор отдельный. Как гласят новоиспеченные стандарты, дети нуждаются в сексуальном просвещении, которое, видимо, будет включать в себя и толерантное отношение к нетрадиционным видам сексуальной ориентации. Уже сейчас во многих западных странах гомосексуальные браки и усыновление детей гомосексуальными парами считается нормой. Наша страна в этом отношении пока еще «темная и отсталая», недостаточно толерантно воспитывающая своих детей. Есть стандарты и касающиеся содержания подрастающего поколения. Например, из тех семей, которые не в состоянии обеспечить определенный финансовый уровень процесса воспитания, будут изымать детей «по причине бедности родителей».

Естественно, что такие дети при живых, но бедных родителях, будут передаваться в приемные семьи, чей уровень обеспеченности соответствует стандартам.
В нашем обществе ответственность за воспитание детей несут родители. Но они же имеют неотъемлемое право решать, как им своих детей воспитывать. Область, где права пересекаются с обязанностями, — тонкая материя, требующая бережного и взвешенного отношения. По каким критериям оценивать вред, который родительское воспитание может нанести ребенку? Всегда ли хорошая обеспеченность, ласковое обращение и удовлетворение всех потребностей дитяти вылепят из него ЧЕЛОВЕКА? Безусловно, воспитание детей начинается с воспитания родителей, с помощи им в сложных ситуациях. Но именно с помощи, с сотрудничества между обществом и семьей, а не с карательных мер.

Последнее время многие специалисты в области педагогики, психологии и юстиции говорят о том, что в защите и помощи нуждаются не только дети, но и родители. А вообще странно рассматривать детей в отрыве от родителей. Семья – это нечто целое, её структура основана на принципе подчинения младших старшим. И этот иерархический принцип делает семью устойчивой, разрушение его означало бы хаос и развал самого института семьи. А там недалеко и до развала общества.
По мнению многих представителей общественности, нормы ювенальной юстиции вступают в противоречие с российской ментальностью, духовной и традиционной культурой, поскольку отдание приоритета правам детей или даже уравнивание их в правах с родителями ведет к разрушению не только семьи и школы, но и всей системы общественных отношений. Под прикрытием лозунгов о защите прав детей наделенные широкими полномочиями ювенальные органы способны забрать, при этом грубо нарушая законодательство, любого ребенка из любой семьи по любому, самому абсурдному поводу. Эти же органы имеют права диктовать родителям, как следует воспитывать детей, поскольку принципы ювенальной юстиции предполагают воспитание детей главным образом социумом – психологами, врачами, педагогами, а не родителями.

Многочисленные случаи произвола западных служб юстиции, широко обсуждаемые в прессе, обусловлены их фактически неограниченными полномочиями, неоправданно широкой трактовкой прав ребенка при отсутствии у него обязанностей, а также игнорированием прав родителей. Кому выгодно устранение родителей от воспитания детей и передача молодого поколения на воспитание специалистам по «правам и свободам» ребенка? Как свидетельствует западный опыт, существуют три группы людей, заинтересованные в подобном «ювенальном» подходе. Это – чиновники, склонные к коррупции, гомосексуалисты (поскольку для них затруднительно иметь собственных детей), а также лица, которые будут заинтересованы материально, получая дополнительное финансирование за каждого ребенка, изъятого из семьи.

Стоит задуматься, подходит ли нам идеология, основанная на подмене семьи деятельностью государственных и иных органов? Стоит ли нам становиться на путь принципов антисемьи, внесемейного, внеродительского воспитания? Не закончатся ли эти эксперименты страшным в своей сути вопросом: «А был ли мальчик!»

Мария Матушкина