Сегодня:

У Натальи Беловой редкая профессия. Она – модельер-конструктор и мастер по созданию интерьера, внутренней и внешней обшивки космических тренажеров. Ее «клиенты» исключительно  крупногабаритные, но и их одежда должна выглядеть безупречно, не хуже чем на моделях Юдашкина. Ведь и тренажеры встречают сначала по одежке. От того, как они выглядят, складывается первое впечатление о самой космической державе мира – тренажеры находятся в Центре подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина в Звездном городке.

  Внешний вид тренажерной техники для ее создателей — Центра тренажеростроения и его руководителя В.Е.Шукшунова, имеет такое же существенное значение, как и техническая «начинка». Все интерьеры и внешнее оформление аппаратов и комплексов, которые находятся в залах ДФЦТ и в Центре подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина в Звездном городке, созданы руками Натальи Беловой. За 6 лет работы штатным модельером при тренажерах, она получила известность и теперь обшивает не только наши модули, созданные инженерами-конструкторами ДФЦТ, но и выполняет задания Центра подготовки космонавтов. 2 года назад она «переодела» старушку – станцию «МИР», сшила ей новое «платье» взамен износившемуся.белова

Наталья работает в ДФЦТ 10 лет. По первой своей специальности она инженер-конструктор, окончила в НПИ факультет системотехники и конструировала детали тренажеров. Работая в Центре тренажеростроения, Наталья никогда не думала, что ей придется освоить профессию, которая окажется на стыке ее основной специальности и хобби. Ей пригодилось увлечение шитьем, которое появилось в трудные 90 годы, и позволило когда-то пережить ее семье тяжелые времена.

Поскольку никто в ДФЦТ не умел шить в таких масштабах, а нужно было срочно сделать «платье» для готовящегося к отправке в Москву тренажера, Наталья решила рискнуть. Первого клиента звали — Лабораторный модуль. На изделие пришлось покупать 100 м. ткани, 10 катушек ниток и 300 метров липучей ленты. Итог ее порадовал. «Клинт» промолчал, а заказчики остались довольны.

— Страшновато было первый раз браться за эту работу, — рассказала Наталья. – Объемы большие, опыта нет, технологии не знаю. Пришлось перестраиваться, изменить свои представления о шитье. Помогли и конструкторские навыки, и умение работать в компьютерных программах, и делать все операции по кройке и шитью своими руками.

Технологию создания необычной одежды разрабатывали на ходу: швы, припуски на облегание фигуры, способы стыкования деталей, обработки отверстий для навесного оборудования и еще много всяких нюансов, которые можно было понять, только взявшись за работу. Со временем технология стала совершенствоваться. Вместо поролона,  который не выдержал проверку временем и раскрошился, стали применяться различные виды синтепона.  Если ранее обшивка приклеивалась к корпусу, то сейчас стало удобнее – в доработанных моделях появилась возможность снимать детали. А это значит —  в любой момент можно не только  привести в порядок внешний вид обшивки, но и скорректировать ее в случае появления нового навесного оборудования.

Швейный цех, состоящий из одного рабочего места – часть опытного производства ДФЦТ. Конструирование обшивки начинается в компьютере, куда заносятся параметры, делается «выкройка», оформляется техническая документация. На этом инженерно-конструкторская часть работы заканчивается и начинается процесс кройки и шитья. Швейная машина у Натальи полупрофессиональная, подбиралась специально для возможности работы с толстыми тканями.

— Я делаю свою работу с любовью, — улыбается Наталья. – Может быть, поэтому и все получается.

Тренажеры, действительно, и внутри, и снаружи выглядят ладными. Их дизайн  совершенствуется вместе с технической частью. Растет мастерство уникального мастера, ведь растут и требования, предъявляемые к работе – все должно быть максимально приближено к штатному изделию, эстетично и практично. Большинство тренажеров светлые – имеют цвет молочных пенок, салатный, серебристый. Именно такие космические аппараты и модули находятся в космосе. Вместо дорогостоящих штатных тканей, имеющих металлизированные, теплозащитные прослойки, обладающих свойством не гореть в огне, Наталья работает с тканями, используемыми в обычном швейном деле: искусственной кожей, «плащевкой», хлопком. Задача в итоге – создать снаружи и внутри тренажера максимально приближенную к реальности визуальную обстановку, которая позволит космонавту испытать привычные чувства, попасть в «домашнюю атмосферу», не волноваться в условиях реального полета.

Стежки, которые делаются с любовью, играют большую роль в создании тренажерной техники.   Кто знает, может быть, от мастерства таких, как Наталья, неприметных на первый взгляд сотрудников ДФЦТ, создающих каждый в отдельности детали огромных макетов космических кораблей и их модулей,  зависит успех космической отрасли в целом.

Ирина Немыкинаvshukshunov

Центром тренажеростроения, руководимыми В.Е.Шукшуновым созданы тренажерные комплексы по космическим программам «Союз», «Салют», «Мир», «Буран», а также различные комплексные и специализированные тренажеры нового поколения, которые стали базой для подготовки всех российских и международных экипажей космонавтов в течение нескольких десятилетий в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина .