Сегодня: 20 апреля 4671, Четверг

Cт.24 ФЗ № 271 «О розничных рынках… «…управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается». Действие данных норм обусловлено необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Полномочия по решению вопросов о сроках и условиях перевода сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков в капитальные здания и сооружения согласно пункту 4 статьи 1 законопроекта предлагается закрепить за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, где расположены данные рынки. Положения пункта 4 статьи 1 законопроекта вступают в  силу с 1 января 2015 года.

Популярным это решение назвать трудно. Каким бы богатым город ни был, большой процент не самых обеспеченных горожан покупают товары первой необходимости именно на рынках. Не стоит забывать: «жизнь без базара» затронет и другую заинтересованную сторону — предпринимателей, торгующих на Азовском рынке…

Сколько их?

С просьбой о помощи в «Агентство поддержки малого и среднего бизнеса» обратились 76 предпринимателей, обеспокоенных тем, что в нынешнем году заключеные с ними допсоглашения к договорам аренды на временное пользование торговыми лотками, расположенными вдоль фасада «Азовского рынка», могут быть расторгнуты в одностороннем порядке во исполнение закона. Поэтому, зная о том, что закон неотвратим, предприниматели своим обращением сработали на опережение. Вопрос был вынесен на рассмотрение Комитета по потребительским рынкам Торгово-промышленной палаты города Новочеркасска.IMG_7576

Что делать?

Готовые к диалогу предприниматели согласны, что их торговые места морально устарели и портят внешний облик города. Но они хотели бы услышать не запрет на торговлю в привычных как для них, так и для покупателей местах, а варианты реконструкции своих павильонов, создания единого торгового ряда, не нарушающего единого архитектурного ансамбля города и проспекта, на котором расположен «Азовский рынок», тем более что законом еще предусмотрено время на эволюцию торговых рядов.

Что нам стоит… ряд построить

Директор «Агентства поддержки малого и среднего бизнеса» Марина Поволоцкая предложила свою помощь и поддержку предпринимателям как в диалоге с городской архитектурой, так и в вопросах попадания в программы государственной поддержки малого бизнеса, работающие в нашем регионе и курируемые Департаментом инвестиций и предпринимательства  Ростовской области  и Некоммерческим партнерством «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства».

Генеральный директор Торгово-промышленной палаты Новочеркасска Марина Носкова считает, что предпринимателям в любом случае необходимо предоставить иное место торговли, если архитектурный план города и федеральное законодательство и не позволит  продолжить торговлю в привычном районе «Азовского рынка».

Криминальное чтиво

Есть и еще один аспект, хотя и не бесспорный. Отсутствие диалога и принятия обоюдовыгодного решения может привести к увеличению теневой составляющей в обороте городских предпринимателей. Малый бизнес, не сумевший приспособиться к новым условиям, начнет продажу своей продукции «в черную». Другими словами, вырастет уровень коррупции, снизятся налоговые поступления.

Совокупный налог за год, который уплачивают лоточники, составляет более 4 млн рублей.

Поэтому нужен серьезный анализ и с точки зрения сроков реализации Закона, и с точки зрения перспектив, которые он предлагает. Но административное закрытие – не единственный путь реорганизации торговой системы.

По замыслу создателей  ФЗ  № 271 «О розничных рынках…»  закон должен был  упорядочить торговлю. Закон действительно  поднял на более высокий уровень планку организации торговли, предусмотрел более жесткие требования по соблюдению порядка на рынках, санитарных норм, защите интересов покупателей, совершенствования системы  учета и безопасности. Однако, благодаря требованию ст. 24  Закона об обязательной и повсеместной капитализации всех рыночных строений, он может получить на практике иную направленность.

Если рассматривать наш конкретный случай, то с ликвидацией торговых рядов перед входом в «Азовский рынок» высвободится существенное количество рабочих рук, ранее занятых в этой сфере торговли, и они далеко не сразу смогут найти применение своим силам  (средний возраст предпринимателей и реализаторов  более 40лет, более 50%  из них женщины, среди них  для многих это – семейный бизнес). Все это приведет к росту социальной напряженности, возрастанию нагрузки на социальные службы (службу занятости, например) и недовольству такой «экономической» политикой. Добавьте сюда упомянутое сокращение налогооблагаемой базы, и негативные последствия будут как на ладони.

Но закон есть закон и теперь все зависит от здравомыслия принятия решений органов исполнительной власти, а, следовательно, всем нам необходим конструктивный диалог с ними.

Ирина Васильева.

фото Владимира Блиставцева