Сегодня:

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту».
Конфуций.

Региональная общественная организация психологов и социальных работников «Анима» придумала и в рамках городского конкурса социальных проектов «Добрые дела» осуществляет незаурядный нетривиальный и непростой проект «А кто слушал — молодец!»
Потому как задачи поставлены серьезные, начиналось все с тщательной проработки проекта.
В активную разностороннюю деятельность на волонтерских началах охотно включились как только начинающие свой путь к освоению профессии студенты, так и состоявшиеся специалисты. Около 30 волонтеров были обучены навыкам общения с детьми, имеющими ограниченные возможности. Часть волонтеров проявили себя как учителя. Они помогали овладеть навыками работы в коммуникационной сети Интернет, обучали работе на компьютере, а еще общались, что не менее (и, может, даже более) важно.
Детей пройти курс «А кто слушал – молодец!» уговаривать не пришлось. На предложение с удовольствием отозвались около 100 человек. Вот мнения некоторых из них, ребята — воспитанники школы-интерната для инвалидов на ул. Александровской и школы-интерната для слабовидящих в поселке Ключевом).
— Я научился в интернете работать. Будет возможность, продолжу занятия. (Андрей, интернат в Ключевом).
— Я очень хотела заниматься. Я стала лучше разбираться в компьютере и узнала, как регистрироваться на сайтах. Очень понравилось общаться. (Саша, интернат в Ключевом).
— Мы смотрим кино. Это помогает, успокаивает. И нравится общаться.
(Вадим, интернат в Ключевом).
— Все нормально было. Печатать стал быстрее. Наверное, хотел бы продолжения. (Максим, интернат на ул. Александровской).
— Я научился настраивать Интернет, находить нужное, переписываться. Недавно зарегистрировался, выкладываю фото. Все понравилось. Хотелось бы продолжения. Было интересно все: и общение, и новая информация. (Ваня, интернат на ул. Александровской).
— Мне понравилось. Я научился заниматься с компьютером и хочу, чтобы еще учили. (Андрей, интерната в Ключевом).
— Мне понравилось печатать, работать, общаться. Все было здорово. (Эльвира, интернат в Ключевом).
Было в проекте место и для творчества, и для размышлений. Организованная группа из 10 волонтеров создала сценические видеопостановки по мотивам терапевтических сказок. Эти мини-инсценировки размещены в Интернете, где обсуждаются участниками проекта.
Сказки, созданы не только забавы ради. Они — отличный метод коррекционной работы с подростками. После «сеанса сказкотерапии» детям задали несколько вопросов и дали время на раздумья. Вопросы, на первый взгляд, несложные, но помогающие разобраться в некоторых жизненных ситуациях. Потом участники проекта смогли поделиться впечатлениями о просмотренном со всеми посетителями сети Интернет.
На всякий случай для оказания квалифицированной помощи специально для участников в определенные часы работал «Телефон доверия».
Многое получили не только младшие участники проекта – интернатовцы, но и сами волонтеры. Вот мнение одного из них:
— Такие проекты очень нужны, ведь детям необходимо внимание. Да и умение работать на компьютере в наше время тоже не помешает. Перед волонтерами поставили задачу обучить детей работать на компьютере, в Интернете (и мы с этим, кажется, неплохо справились). Но для меня важнее было общение с детьми. Мне хотелось понять их мышление, услышать их самих. Для меня лично проект принес опыт, и еще новых друзей и знакомых. Я рад тому, что «влез» в эту деятельность, — сказал нам Михаил Галафеев, студент 1-го курс НГМА, факультета соцработы и профобучения.

Нужно сказать, что в конкурсе социальных проектов «Добрые дела» лучшими были признаны несколько совершенно непохожих идей, существующих лишь в теории. Сейчас проекты активно реализуются. Они действительно разные, и в каждом можно отыскать много полезного. Каждый из нас (и участник, и сторонний наблюдатель) может понимать их пользу по-своему. Я понимаю так.
Я вижу, что получили волонтеры. Возможно, их жизнь и так разнообразна и позитивна. Но мне кажется, во время проекта она наполнилась переживаниями иного характера.
Я верю, что этот проект, создав почву для организации совместной деятельности, подтолкнул обе стороны навстречу друг другу.
И жизнь детей и подростков стала эмоционально и духовно богаче, поступки искреннне, а мысли — добрее.
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», — писал Лев Толстой. И я уверена, что тот, кто уже попробовал, не разуверится в нем никогда.