Сегодня:

По репутации школы №20 нанесен сокрушительный удар… светильником

Школа эта в последнее время «у всех на устах» в связи с неприятной историей, произошедшей там 13 сентября. Тогда в здании, которое 1 сентября в праздничной обстановке, с благодарственными стихами в адрес городских властей открыли после капитального ремонта, произошла авария. На голову шестиклассницы Алены Барсковой обвалился подвесной потолок. Спустя три недели, 4 октября, в той же школе при похожих обстоятельствах пострадал еще один ребенок – на голову пятиклассника Саши Реука упал плафон от лампы дневного света. Оба пострадавших ребенка попали в БСМП с диагнозом «сотрясение мозга». Оба эти происшествия, да еще случившиеся подряд, стали толчком к полномасштабной проверке качества капитального ремонта школьного здания. Уже после беглого визуального осмотра помещений у представителей областного министерства образования был лишь один вопрос – кому взбрело в голову подписать разрешение на ввод здания в эксплуатацию?

«Падающие потолки» и травмированные дети
История с некачественным ремонтом школы №20 приобретает поистине зловещие очертания. Маленькая Алена только недавно выписалась из стационара. Наблюдение у невролога и продолжение лечения ей еще предстоят. Две ее подруги, тоже попавшие «под обстрел» летящей с потолка штукатурки, также находятся под наблюдением докторов. Мама Алены готовит иск в суд, она хочет, чтобы люди, ответственные за травмоопасный ремонт, ответили за свою халатность по всей строгости закона.
Неделю назад, когда весь третий этаж школы, где случилось несчастье с Аленой, уже был закрыт и опечатан, мы получили известие – в закрытой части школьного здания продолжаются обрушения потолка. Постройка, которой уже много лет и в которой раньше располагалась мельница, простояла после капитального ремонта две недели. Первые же дожди привели к тому, что старая штукатурка, которую подрядчики не удосужились убрать, стала обваливаться. Естественно, тяжести мокрой глины не выдержал и подвесной потолок, который крепил тот же горе-подрядчик. После аварии, в которой пострадали девочки, ту часть здания, где был такой потолок, закрыли. Занятия у ребят продолжились в кабинетах, которые, вроде бы, не вызывали беспокойства.
А 4 октября, прямо на первом уроке, пятиклассник Саша Реук получил удар по голове. И снова виноват некачественно сделанный потолок. На мальчика упал плафон с крупной лампы дневного света.
— У нас был урок русского языка, — рассказал Саша корреспондентам «В», уже находясь в больничной палате. – Задавали одно стихотворение, я сидел, повторял его. Потом услышал сверху какой-то непонятный звук. Но голову поднять не успел, меня ударило по голове.
Сашу тут же вывели из класса, осмотрели, вызвали маму и «скорую помощь». Мальчик был очень напуган, жаловался на боль в ушибленной голове и головокружение.
— Мне позвонили сразу же после произошедшего, — рассказала мама мальчика Марина Кузьменко. – На «скорой» нас с сыном привезли в городскую БСМП, тут Сашу сразу же осмотрели врачи, семь специалистов встречали нас уже в приемном отделении. Сашу сразу госпитализировали с диагнозом «сотрясение мозга».
— Мальчику проведены все необходимые диагностические процедуры, — рассказал корреспондентам «В» начальник Управления здравоохранения администрации Новочеркасска Андрей Устинов. – Ему сделали рентген в двух проекциях, как и положено при черепно-мозговой травме, а также магнитно-резонансную томографию головы.
— Лечение назначено, Саша сдал все необходимые анализы, — подтвердил главврач городской БСМП Вадим Таранец. – Но, учитывая возраст пациента и наличие черепно-мозговой травмы, мы решили, что надежнее будет отправить мальчика для дальнейшего лечения и наблюдения в областное лечебное учреждение.
После обеда 4 октября Саша был переведен в стационар БСМП-2 Ростова-на-Дону. Мама мальчика намерена, как и Аленина мама, добиваться в суде, чтобы виновные в том, что случилось с ее ребенком, понесли наказание.
— Такую школу нужно закрыть и не рисковать здоровьем остальных учеников, — считает Марина Кузьменко. – У меня еще младшая дочь учится там в третьем классе, где гарантия, что завтра что-то не упадет на голову ей?

Истинный масштаб «потолочной истории»
Директор учебного заведения Елена Юзбекова прямо в день второго обрушения подписала приказ о прекращении занятий, пока – до конца недели.
— Мы связались с подрядчиком, который монтировал свет, — рассказала она корреспондентам «В» у дверей Сашиной палаты. – Они сейчас работают в здании, я жду от них заключения, не опасны ли для наших учеников остальные лампы. Кроме того, мы ждем специалистов из Департамента городского хозяйства, думаю, отношение городских властей к готовности школы к учебному процессу нужно пересмотреть.
В четверг в двадцатую школу прибыли специалисты из области – начальник контрольно-ревизионного управления Министерства образования РО Алексей Постников и начальник управления капитальных ремонтов, материально-технического и хозяйственного обеспечения министерства Василий Киселёв.
Естественно, узнав о том, что в городе работают специалисты из областного министерства, журналисты городского еженедельника отправились в микрорайон Молодежный, чтобы на месте спросить у них, какие перспективы имеются у школы №20. Но это оказалось довольно трудновыполнимой задачей. Школьный охранник Юрий Владимирович Колесников, по всей видимости, смотрит слишком много боевиков. Или он перепутал место своей работы с Пентагоном. Во всяком случае, журналистов он остановил в дверях школы и потребовал «аккредитацию». Мы вежливо объяснили, что школа – это не режимный военный объект, тем более, детей в ней нет, и поэтому мы можем войти просто так, на правах корреспондентов городской газеты. Юрия Владимировича наши доводы не убедили, он решил отбросить вежливость, перешел в общении с нами на «ты» и даже стал выталкивать журналистов из школьного вестибюля, грозясь вызвать еще кого-то, кто нас «выпроводит». Школьные учителя, которые наблюдали за всей этой нелицеприятной картиной, присоединились к хамовитому охраннику и стали говорить нам, что у них и так дел много, не до нас сейчас.
Когда мы все-таки смогли проникнуть в школьное здание, оказалось, что нам нужно еще подождать – директор школы как раз в этот момент угощала визитеров из Ростова чаем.
Однако даже шоколадные конфеты не заставили представителей Минобразования использовать более мягкие формулировки, комментируя увиденное в школе.
— Мы оценили качество ремонта здания лишь визуально, поэтому не можем сейчас оперировать точными данными и результатами полноценной экспертизы, — сразу отметил Алексей Постников. – Но проблемы с ремонтом этой школы начались не сегодня. К нам не раз обращались родители, которые наблюдали за ходом работ по капремонту, мы приезжали сюда весной, сформулировали целый ряд замечаний, материалы проверки передавали в правоохранительные органы, производство в отношении заказчика работ – Департамента строительства администрации Новочеркасска еще производится. Недочеты были устранены, но, как мы видим сейчас, ремонт все равно был выполнен без учета реального состояния здания. После того, как с начала сентября в школе произошло уже два несчастных случая, мы приехали посмотреть на качество ремонта. И уже сейчас можно сказать: работы произведены с низким качеством, во многих помещениях недопустимо осуществлять образовательный процесс. Более того, мы видим необходимость проведения дополнительных работ по капитальному ремонту. Я предлагаю закрыть школу до тех пор, пока не будет проведена профессиональная экспертиза. Потом, на мой взгляд, школу нужно будет закрывать на более длительный срок для масштабного ремонта.
Проще говоря, объяснили специалисты, в здании нужно заново проводить капитальный ремонт. В том, что сделано сейчас, усматриваются явные признаки нецелевого расходования администрацией Новочеркасска бюджетных средств. По нормам, если капремонт, как это было в случае со школой №20, затягивается, проектно-сметную документацию нужно пересматривать и приводить в соответствие с реальным положением дел каждые два года. В данном случае ничего похожего сделано не было. В итоге – ремонт свелся к закрашиванию трещин в стенах водоэмульсионкой.
— Не спорю, здание старое, особенно часть, где раньше была мельница, — поделился своими соображениями Василий Киселёв. – Но его вполне возможно «довести до ума». В той смете, по которой сейчас работали подрядчики, не было и половины работ, которые необходимы зданию катастрофически.
Василий Борисович обошел с нами все здание и показал, что именно не устраивает его в произведенном ремонте. Впечатление создалось и в самом деле удручающее – некоторые плитки пола можно отодрать голыми руками, что областной чиновник и продемонстрировал. Пластиковые панели на стенах в старой части здания деформировались от сырости всего за месяц с небольшим. По словам Василия Борисовича, при ремонте была нарушена гидроизоляция здания, это привело к распространению грибка. В кабинетах, по словам специалиста, опасно находиться, воздух там заражен вредоносными спорами, о чем ясно свидетельствует тяжелый запах плесени. Да и внешний вид стен и потолков говорит сам за себя.
Много вопросов вызвал и спортивный зал школы, в котором, напомним, еще не велись занятия у детей. Мало того, что все стены в зале покрыты сеткой трещин, там еще и не закреплены металлические стояки отопления, в которых зимой, естественно, будет горячая вода. Трубы можно довольно сильно расшатать и просто руками, а что будет с ними после нескольких попаданий мячом – и подумать страшно.
— А между тем, качественные заводские кронштейны для крепления стояков к стенам в смете были заложены, — отметил Василий Киселёв. – Кто мне объяснит, куда делись эти деньги?
Но больше всего вопросов у гостей из Ростова вызвали фундамент и фасад здания. Невооруженным глазом видно, что школа вся в трещинах, на несущих конструкциях – разрушение бетона и оголенная арматура. По словам ревизоров, это очень «тревожные симптомы».
— Учитывая, что заказчиком капремонта была администрация Новочеркасска в лице Департамента строительства, мы можем сказать, что за ходом работ следили специалисты, — поделился с неподдельным возмущением Василий Киселёв. – А значит, нельзя списать все огрехи на то, что «ремонт заказывали педагоги». Любой мало-мальски грамотный специалист знает, что гарантийный срок эксплуатации здания после капитального ремонта – 25, а то и все 30 лет. Следовательно, если представители технадзора приняли такой капремонт, они не могли не понимать, что теперь школа должна простоять в таком состоянии все эти годы. А вы видите, что она и пяти лет не выдержит, в ней и сейчас опасно находиться детям!
— Проверка, которой мы занимаемся сегодня, вызвана чрезвычайными обстоятельствами, — подвел итог Алексей Постников. – Так как ремонт этого объекта финансировался из бюджета Новочеркасска, контролировать ход, а главное, качество работ должна была администрация вашего города. Из-за того, что руководство муниципалитета не выполнило надлежащим образом свои обязанности, деньги ваших налогоплательщиков, которые были потрачены на ремонт школы, в большей части просто пропали. Мы не можем смириться со столь низким качеством работ и будем настаивать на том, чтобы был изготовлен новый проект и ремонт начался заново.

P.S.
Когда этот номер уже был готов к печати, пришло сообщение – в школе №20 продолжаются занятия. На еженедельной планерке в Администрации города начальник Управления образования Наталья Беликова, отчитываясь мэру о ситуации в школе, рассказала, что в здании «проверили светильники», и никаких причин закрывать школу нет. В понедельник дети снова сели за парты. О мнении специалистов из областного минобразования Наталья Константиновна, по всей видимости, не знает. Или она просто решила не огорчать мэра?
row['name']