Сегодня:

Бурные события, которые принято называть первой русской революцией, затронули и казачью столицу. В феврале 1905 года в городе произошло непривычное событие – забастовали рабочие депо станции Новочеркасск. Забастовка началась 8 февраля, когда в депо была прекращена работа и администрации предъявлен ряд экономических требований, в том числе о сокращении рабочего дня. Железнодорожников поддержали рабочие завода Фаслера. Бастовавшие добились своего: рабочий день в депо и на заводе был сокращен на час.
Весной, в мае – июне, забастовки продолжились: прервали работу наборщики и печатники типографий, хлебопеки и булочники. Они требовали сокращения рабочего дня и увеличения заработной платы. В городе перестали выходить газеты, не стало хлеба. Драматический конфликт удалось с трудом урегулировать.
В июле горожан взбудоражило новое потрясение – прибытие на новочеркасский железнодорожный вокзал почтового поезда, изрядно потрепанного забастовщиками в соседнем Ростове. «Донские областные ведомости» сообщали: «Нельзя было не обратить внимание на прибывший 15 июля сего года в Новочеркасск из Ростова-на-Дону почтовый поезд. Он пришел с опозданием на один час двадцать минут и поражал своим видом. Все стекла в паровозе были выбиты и на крашенных стенках его арматуры были отчетливо видны следы ударов камнями. Пассажиры взволнованно рассказывали, что они были задержаны на станции Ростов огромной толпой забастовавших рабочих и служащих Владикавказских железнодорожных мастерских. При этом они были свидетелями и схватки их с жандармами».
С наступлением осени началась новая волна потрясений, затронувших юг России. К середине октября из Новочеркасска было уже почти невозможно выехать поездом: железнодорожный транспорт буксовал. Парализована была и работа почты. «Донские областные ведомости» свидетельствовали: «В новочеркасской почтовой конторе по случаю прекращения движения поездов вследствие забастовок на железных дорогах уже третий день, как не получается почта и нет столичных газет. Прием посылок, писем и денег, хотя и производится конторою, но принятая корреспонденция лежит без отправления».
Забастовка началась и в казачьей столице. По сведениям «Ведомостей» ее организовали железнодорожники: «12 октября в Новочеркасске забастовали железнодорожные рабочие, и почти одновременно прекратилось движение поездов. Утром с 8-ми часов рабочие оставили работы и массами расположились на платформе, поджидая очевидно скорый поезд из Ростова. По прибытии его несколько рабочих, вскочив на машинное отделение, выпустили пары, и поезд принужден был остановиться. Пассажиры, высадившиеся в Новочеркасске, пробовали возвратиться в Ростов на подводах, но с них запрашивали страшно высокие цены.
Администрацией были вызваны на вокзал полиция и казаки местной команды для охраны вокзала. С появлением воинских частей железнодорожная администрация к 5-ти часам вечера с большими затруднениями составила бригаду и затем отправила в Ростов пассажирский поезд. Теперь вокзал все время охраняется казаками новочеркасской местной команды».
Забастовки распространились по городу. Железнодорожников поддержали рабочие заводов Миненкова и Фаслера, мельницы Васильева, городских типографий. К экономическим требованиям присоединились политические. Весьма болезненной стала ситуация в почтовом ведомстве, формально не прерывавшем работы, но реально не способном осуществлять свои функции.
Перебои в работе почты вызывали большую обеспокоенность горожан. Хотя посылать почтовые отправления было практически невозможно, столичное начальство приняло решение принимать их, тем не менее, от населения. «Донские областные ведомости» в середине октября сообщали: «Новочеркасской почтово-телеграфной конторой получено распоряжение от департамента почт и телеграфов не прекращать занятий по приему простой и денежной корреспонденции. В случае же каких-либо недоразумений немедленно обращаться к содействию местных властей. Отправку на вокзал посылок и денежной корреспонденции до прекращения забастовок и открытия почтово-пассажирского движения временно приостановить. Почтовая контора и телеграф осаждаются массой публики, справляющейся о письмах и о том, когда восстановится почтовое сообщение. Отправители же посылок и денег почти совершенно отсутствуют».
Октябрьская забастовка железнодорожников повторилась в декабре, когда рабочие и служащие Владикавказской железной дороги поддержали призыв Московского Совета начать всеобщую политическую стачку. В ночь с 7 на 8 декабря движение на дороге, в том числе и у Новочеркасска, прекратилось. Был создан железнодорожный забастовочный комитет. Газета «Донские областные ведомости» свидетельствовала: «8 декабря рабочие и служащие станции Новочеркасск возобновили забастовку. На всей территории Новочеркасской станции воцарилась мертвая тишина».
Донские власти опасались, что забастовка получит дальнейшее распространение в городе, но этого в широких масштабах не произошло. 12 декабря станция была занята войсками.
Впрочем, осенью обозначился еще один «фронт» забастовочных выступлений – в учебных заведениях. В октябре в Новочеркасске прекратились занятия в учительской и духовной семинариях, в мужской гимназии, в реальном и атаманском техническом училищах и даже в Мариинском институте благородных девиц. Часть молодежи приняла участие в несанкционированных митингах и шествиях. По словам атамана
П.Н. Краснова, «отзывчивая на все молодежь охотно слушала тяжкие обвинения правительству, волновалась и шумела».
В ноябре-декабре 1905 года в Новочеркасске стали говорить об усилении антиправительственных выступлений учащихся, прежде всего, гимназистов. Они получили широкий резонанс. 9 декабря «Донские областные ведомости» сообщили: «Директором новочеркасской мужской гимназии издано следующее объявление: ввиду заявления учеников старших классов новочеркасской гимназии о прекращении ими занятий до созыва в России Учредительного собрания Педагогический Совет, по совещании с делегатами от родителей, в заседании
7 декабря сего года постановил: пользуясь близостью рождественских праздников, распустить ныне же на Рождество воспитанников всех классов до 12 января 1906 г., а 18 декабря 1905 г. в 12 часов дня созвать общее собрание родителей учеников совместно с Педагогическим Советом гимназии.
Главным предметом этого собрания будет обсуждение вопроса о том, возможно ли при наличии означенного выше заявления учеников старших классов продолжать занятия в гимназии и, если возможно, то как обеспечить для желающих заниматься продолжением учебных занятий, или же следует прекратить занятия временно, либо вовсе закрыть гимназию».
Вариант закрытия учебных заведений был не пустой угрозой: в ряде мест необъятной России он был осуществлен. О возможности такого исхода дела свидетельствовало, например, сообщение, помещенное в «Донских областных ведомостях» 16 декабря: «Из компетентного источника известно, что Министерство народного просвещения решило с января 1906 г. окончательно закрыть все учебные заведения, в которых занятия не примут к этому времени правильного течения, с воспрещением для бастующих учащихся вновь поступать в какие-либо заведения. Занятия предположено возобновить с будущего учебного года, открыв прием для новых воспитанников».
До закрытия учебных заведений в Новочеркасске, однако, дело не дошло, хотя город продолжало лихорадить еще весьма долго. Лишь в 1907 году о первой русской революции стали говорить в прошедшем времени. Еще одна великая смута прошумела над Россией.
row['name']