Сегодня:

9:0 в пользу сан саныча

Александра Александровича Редичкина художники из городского клуба зовут по домашнему — Сан Саныч, чтобы язык не ломать и не придерживаться официоза. Трудно вообразить, что этот человек родился еще при жизни вождя мирового пролетариата — Ленина, когда только отгремела гражданская война. А появился на свет он пятого августа, в 1921 году.
Многие «унесенные ветром» не оставили даже следов на этой земле, а Сан Саныч — живой свидетель и участник эпох великих потрясений и перемен, жив и здоров. Сейчас слышишь разговоры о мировом кризисе, о том, что еда фаст-фудов (ресторанов быстрого питания) вредна, о том, как мы плохо живем. У поколения «индиго», родившихся в 90-х годах, не хватит фантазии оценить те далекие времена.
Художник вспоминает: «Мой отец Александр Андреевич, приговоренный Военно-революционным трибуналом, не имея паспорта, оставляет с поддельной справкой станицу Константиновскую и уезжает на Дальний Восток. В 1929-30 годах работает на шахте. Помню, как он тайно навещал семью в станице и держал меня на руках. Вскоре, сорвав спину на подземных выработках, он переезжает на Донбасс в город Рудневка, видя наше бедственное положение, забирает нас к себе».
А вот что рассказывает Сан Саныч о голоде 1932-1933 гг.: «Находясь в Донбассе, я решил летом навестить станицу Константиновскую, где жили мои предки-казаки, где я сам родился, хотелось повидать товарища. То, что я увидел, меня потрясло. Стояли полуразрушенные курени и хаты. На улице валялись обезображенные мертвые тела. Люди выловили из пруда всю рыбу, варили кашу из ряски и ели речных моллюсков. Зайдя к товарищу в хату, увидел, что его мать, находясь в крайней степени истощения, даже не узнала меня. Увидев умирающего за печкой друга, я бежал из станицы, что есть силы».
После небольшого рассказа, Сан Саныч показал две картины. Одна большого размера, на ней написан покрытый соломой огромный дом с подворьем. У забора стоит казачка. Все залито солнцем. Художник написал по воспоминаниям дом своего детства. На другой маленькой работе — унылый вечерний пейзаж, маленькая полуразрушенная хатенка и полусогнутая одинокая фигура, уходящая по дороге. Художник сказал: «Это я покидаю станицу».
Впечатления детства и юности самые сильные. Психологи говорят, что под их влиянием формируется вся дальнейшая жизнь человека. Если бы автор не снабдил картины своим рассказом, мало кто догадался о том, что он в них вложил. Пейзажи как пейзажи, да и все. Искусство — это рубцы памяти на сердце. Скажут — ну вот опять о войне, голоде о лишениях. В юбилей человека можно было бы позитива поболее. Нет, не можно! Немногие люди, прошедшие через бездну лишений, остались людьми, да еще с большой буквы. Сан Саныч — Человечище.
Рисовать он начал с детства. Придя к другу, увидел, как его брат срисовывает карандашом портрет. Глаза у Саши загорелись, он увидел универсальный способ копирования по клеточкам. С этого все и началось.
Потом стенгазеты, оформление фасадов школы. Экономя на обедах, покупает краски. Копирует пейзажи известных передвижников. Особенно удается «Заросший пруд» Поленова.
В 1940 году Александр, окончив десятилетку, готовится поступать в архитектурный институт, но мечте не суждено было сбыться. По Указу Верховного Совета СССР отменяется отсрочка. Он призывается в Красную армию и служит на границе с Турцией в городе Артиктуф. Войну встречает здесь же, со своей частью – 19-м отдельным химбатальоном СКВО.
Художник вспоминает одно из первых боевых заданий: «На машинах АРС-6 мы должны были осуществить задымление по ориентирам, чтобы войска могли предпринять маневр. Противник начал артобстрел. Несколько машин было разбито, убиты сослуживцы. Мы выполнили задание меньшим количеством техники и получили благодарность от руководства». Позже часть перебрасывают в Краснодарский край. В 1942 году в боях на Крымском полуострове Александр Александрович получил тяжелую контузию. После госпиталя, в составе 18-го отдельного батальона при 6-м корпусе четвертой танковой Армии Первого Украинского фронта он участвует в боях за Украину, потом в освобождении Польши. Бои ведет пулеметчиком по воздушным и наземным целям в бронетранспортере американского производства. 8 мая 1945 года его часть в 4 часа утра начинает штурм Праги, к 12-ти дня город уже был взят. Сан Саныч показывает черно-белую старую открытку с видом красивейшего памятника архитектуры — Карлова моста.
История открытки такова: «Мы помогли чешской освободительной армии быстро взять Прагу. Местное население приветствовало нас. Одна маленькая девочка пыталась взобраться на танк, сверху которого мы ехали. Ей помогли залезть, она дрожащей рукой протянула эту открытку, которую я храню как память о Победе».
Все годы войны помогали и грели душу Сан Саныча письма Раисы Шкуропатенко, сестры одноклассника, которая приглянулась Саше еще в школе.
Несмотря на капитуляцию и официальное окончание войны, пришлось служить до июля 1946 года. Ловили немцев по лесам, сопровождали пленных.
Обнаружив у Редичкина каллиграфические способности, его руководство забирает служить в штаб.
Служба при штабе помогла вспомнить художественное ремесло.
Однажды в Австрии политрук заказал местным художникам для кабинета портрет Ленина и Сталина. Те написали, но чего-то не хватало. Тут вызвался Редичкин: «Товарищ, политрук, а давайте я попробую».
— А справишься?
— Так, точно. Не подведу.
В результате политрук поставил четыре готовых портрета, выбрав два, выполненных Редичкиным, сказал:
— Эти лучше.
После демобилизации Александр едет в город Юрюзань Челябинской области к невесте. «… С транспортом плохо было. До поселка ехал в коробе с углем для топки паровоза. Прибыл чумазый, как арап. На следующий день нас расписали. И мы уже были мужем и женой».
Вначале 1947-го Редичкин с женой приезжают в поселок Каменоломни, где он поступает маляром в железнодорожное депо. Должности художника не было. Приходилось красить и маркировать вагоны, писать на них цифры, литеры. Зарплата такая микроскопическая, что семью не прокормить. Пришлось возвратиться в Юрюзань на завод им. Кирова. Работы по наглядной агитации здесь было много. Лозунги, стенгазеты. Однажды при неудачной транспортировке семиметрового портрета «вождя всех народов» порвали полотно. Тут же нашлись доброжелатели, которые доложили о вредительстве в соответствующие органы. Художника вызвали на беседу. Начальник из МГБ кричал, потрясая пистолетом:
— Почему «отца народов» с рваными штанами изобразил!? (Разрыв холста был как раз на колене фигуры). Ликвидируем как врага народа!
Пришлось устранять порыв в кратчайшие сроки, иначе можно было загреметь по 58-й статье, ее еще никто не отменял. В Юрюзани Редичкин, несмотря на загруженность, ходит в изокружок, который ведет Пегасов, учившийся у знаменитых КУКРЫНИКСОВ. Первые выходы на пленэр. Особенно понравилось писать с натуры уральские сосны.
В 1952 году состоялся переезд с семьей в Новочеркасск, где художник живет и поныне. После попытки устроиться на НЭВЗ, он переходит на строящийся в степи НЗСП.
В поселке Октябрьском, в ДК НЗСП (1957 г.) в свободное время Александр Александрович организует изостудию, которая проведет две художественные выставки. В конце пятидесятых — учеба в студии Г.В. Беды, при политехническом институте. В 1960 – 1963 гг. посещение студии Н.В.Овечкина.
«…Это были мои лучшие годы. Мне было 39 лет, я оказался самым старшим студийцем. Писали природу до самозабвения все выходные, праздники и отпуска. Иногда вспыльчивость и неуемность нашего учителя била по нашему самолюбию. Спорили до хрипоты над этюдами, но все заканчивалось мирно», — рассказывает живописец.
В 1963 году известный художник-баталист Бут приглашает В.Н. Овечкина участвовать в конкурсе на вакантную должность в студии им. Грекова. Было четырнадцать претендентов. Николай Васильевич победил в конкурсе и уехал в Москву.
Без учителя и сильного лидера студийцы впали в уныние. Некоторые вообще забросили краски и кисти. Но школа Овечкина помогла становлению мастерства Редичкина. Как он отмечал: «Никакие университеты, ни курсы декоративно-оформительского отделения особенно мне ничего не дали. Н.В. Овечкин — дал все. Спасибо ему».
Сан Саныч с перерывами занимается живописью, участвуя в городских выставках. В конце шестидесятых — начале семидесятых годов основные силы он отдает оформительской работе, занимаясь озеленением завода и обустройством территории. Должность инженера по эстетике была довольно хлопотной. Приходилось не только проектировать и претворять проекты в жизнь, но и еще руководить людьми. За сорок лет работы на НЗСП он подготовил более двадцати художников-оформителей. Среди них С. Махин, А. Глущенко, В. Труфанов, В. Карасетов, Н. Сероштанова и многие другие.
Некоторые сменили профиль, стали живописцами, художниками-декораторами, специалистами по технической эстетике, известными не только у нас в городе.
Если перечислять официальные заслуги Александра Александровича, почетные звания, грамоты и награды за труд, нужно очень много бумаги. Что такое наглядная агитация и подготовка к главным праздникам в СССР, знают только оформители. Особенно 7-ноября. Километры лозунгов, оформленные машины, плакаты, портреты руководителей, эмблематика заводов. Бессонные ночи и бесконечные авралы. После развала СССР все это стало ненужным, как не стали нужны и оформители. Они первыми оказались на улице безработными. Была идеология — художники могли выжить. Сейчас ее нет. А они все равно живут и творят.
В 1995 году художника провожают на пенсию. На НЗСП в 1971 году Сан Саныч открыл свою первую персональную выставку, вторая была в доме-музее им. Грекова (1996 г.). Так, после ухода на пенсию Александр Александрович активно пишет, ездит на этюды в хутора и станицы нашего края. Третью и четвертую персональную выставку он проводит в 2001 и 2004 годах (выставочный зал дома-музея Крылова; дом-музей М.Б. Грекова).
Нынешняя 5-я персональная наверняка не оставит никого равнодушным. От простых и лаконичных пейзажей А.А. Редичкина веет добротой. Умудренный опытом старец предан безраздельно искусству. Недавно «мишкинцы» ездили с Сан Санычем на пленэр, он за полдня выдал на гора два огромных этюда. О его работоспособности и человеческой щедрости ходят легенды. Пусть и дальше творит он и щедро делится красотой с нами.
И многая лета ему!