Сегодня:

Мэр и думцы

В прошлом номере «ЧЛ» мы обещали подробно рассказать об отчете мэра города А.И. Кондратенко перед городской Думой и обо всех перипетиях этого события. Итак…

— Эта процедура установлена сравнительно недавно федеральным законодательством, она появилась в развитии тех форм отчетности исполнительной власти, которые были вначале введены на федеральном и областном уровне. Смысл этих нововведений заключается в необходимости усиления депутатского контроля на всех уровнях власти за деятельностью исполнительной ветви власти, — заявил председатель городской Думы В.Н. Лучкин на заседании Думы 17 мая.
Как известно, думцы большинством голосов признали работу мэра и его Администрации неудовлетворительной. За «неуд» голосовало 19 депутатов. Если вспомнить, что год назад за Кондратенко отдали свои голоса 28 671 избиратель, а недавний опрос, проведенный Администрацией Ростовской области, показал, что Анатолия Ивановича сейчас поддерживают 52% избирателей, то двойку можно ставить Думе – «страшно далека она от народа».
Возможно, что не так не только с «народными» избранниками, но и с российским законодательством, позволяющем получившим мандат гражданам тут же забыть, чьи интересы они должны представлять.
Надо сказать, эта мысль – об издержках законодательства – пришла в головы не только «частных лавочников», но и солидных людей европейского континента. В октябре прошлого года Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), консультативный орган представителей местной власти при Совете Европы, обнародовал жестко критичный доклад в отношении России. Признавая, что наша страна делает шаги к исполнению Европейской хартии местного самоуправления 1985 года, докладчики рекомендуют Москве вернуться к прямым выборам глав регионов, защитить прямую выборность мэров городов и начать всерьез бороться с коррупцией.
За критерий демократичности российской системы власти в регионах было взято ее соответствие Европейской хартии местного самоуправления, рекомендации КМРВЕ 2004 года к ее исполнению и резолюции 171 КМВРЕ «О местной и региональной демократии в Российской Федерации». В 2000-е в России произошла «рецентрализация ресурсов и административных функций», которая, привела «к ослаблению местного самоуправления», приходят к выводу эксперты. «Если эта тенденция не будет обращена вспять, отношения между регионами и местным самоуправлением останутся столь же проблематичными и несовместимыми с международными обязательствами Российской Федерации», — считают они.
Докладчиков не удовлетворяет качество Федерального закона 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», особенно недавние поправки в ст. 74 «Ответственность главы муниципального образования главы местной администрации перед государством», которые позволили увольнять избранных мэров и глав местного самоуправления.
Совет Европы прямо предложил России привести законы о местном самоуправлении в соответствие с Европейской хартией. В Москве рекомендации Конгресса региональных властей восприняли с неудовольствием и выполнять их, похоже, не собираются.