Сегодня:

ГДЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ — ЧУЖДО

«Наступает время, когда приходится выбирать между тем, что легко, и тем, что правильно».
Дж.К. Роулинг.

Правовое государство, где всё определяется законом, несомненно, прекрасная вещь. Но, к несчастью, не всё в нашей жизни можно прописать на бумаге, освободив тем самым людей от принятия каких бы то ни было решений. Остались ещё в мире вещи, которые делают нас людьми и отделяют от всего остального мира, правда, многие уже давно забыли о таких элементарных вещах, как совесть, сострадание и взаимопомощь.
Очень показательным примером того, что представляет из себя современное общество, может послужить эксперимент, который проводился во многих крупных городах европейских государств и в России. Как думаете, что будет, если вдруг посреди оживлённой улицы кто-то упадёт в обморок? Что бы вы сделали в этом случае? Уже догадываетесь, каков был результат?..
Естественно, когда читаешь со стороны, всё кажется простым и ясным: человеку нужно оказать помощь, возможно, вызвать скорую, да хоть что-нибудь сделать! Но — вот сюрприз! — на улице происходит прямо противоположное. Люди проходят мимо, не обращают внимания, игнорируют. Страшная картина современности. Нравится?
Могу привести другую ситуацию, практически из собственного опыта. Центральная улица нашего города, выходной день, толпа людей на улице, и не надо говорить мне, что все в воскресенье жутко торопятся и не имеют ни единой свободной минуты. Угадайте, что будет, если вдруг завяжется драка? А такое вполне может быть. Разборки между представителями различных субкультур, стычки на более личных основаниях, да и просто агрессивное поведение со стороны некоторых молодых людей. Знаете ли, когда вам семнадцать, вас могут избить даже за то, что вы просто не так одеты. Свобода самовыражения, конечно, принимает подчас весьма экстравагантные формы, но то, что общество допускает самосуд прямо на улицах города и никому не приходит в голову даже милицию вызвать — это смахивает на чистое безумие. Не во всякой стае такое отношение к соплеменникам…
Но ещё более уродливые формы всеобщее безразличие приобретает в трёх самых проблемных сферах: политике, медицине и образовании. Вот где настоящий разгул обесчеловечивания и бюрократии.
О политических деятелях можно говорить бесконечно — всё равно ничего не меняется. Сколько уже было обещаний исправить всё и вся в самые короткие сроки? И сколько ещё будет! А фонари всё так же горят не везде и с попеременным успехом, улицы «радуют глаз» отсутствием асфальта, а снег если и убирается, то скорее личными усилиями отдельных людей и природным путём к весне. А те, кто должен с этим разбираться, предпочитают прописать в нужных документах полученные деньги и предпринятые меры и забыть до следующего года о подобных хлопотах. И за всеми этими бумажками людей с их проблемами уже не разглядеть.
В медицине всё не лучше. Есть, конечно, хорошие, честные люди, готовые практически за копейки отдаваться целиком работе, потому что от этого зависят жизни людей, но гораздо больше тех, кто руководствуется иными мотивами. Едва ли можно строго и бесстрастно объявить, когда заканчивается рабочий день при такой работе. Чтобы уходить домой ровно в шесть, наплевав на страдания людей, нужно было, наверное, выбрать иную профессию. И позволительны ли врачам, берущим на себя ответственность за жизни других людей, такие слабости, как невнимательность, раздражительность и лень? Но ведь всякий визит в больницу для многих людей приравнивается к массе неприятных ощущений, как от длинных очередей, так и от самого приёма, за который можно выяснить много малоприятного о себе, в частности, и о людях вообще, а можно и вовсе не попасть на приём, потому что у доктора «рабочий день закончился». И плевать, что чаще всего пациенты — пожилые люди, которым и ходить тяжело, и терпеть всё это для сердца вредно. Доживёте до завтра — приходите.
Образование — самая актуальная для меня тема, потому что со здоровьем как-то обошлось, а с политикой и вовсе редко сталкиваюсь, потому что отношусь, по метафоричному выражению одного умного политолога, к такому классу, как «аполитичная мокрица», а вот этого социального института никак избежать не удалось. Жизнь у нас такая, образовывающе настроенная. Из всего процесса я вынесла, если честно, только глубокое уважение к учителям, деятельность которых можно приравнять к героической, поскольку пытаться чему-то научить всячески отбивающуюся от этого человеческую массу — дело не из лёгких. И всё же грустно, что даже эту область наводняют безликими, бесчеловечными методами. Всё чаще учителя от попыток набить беспутные головы знаниями переходят к натаскиванию на единый государственный экзамен, приучают к шаблонным действиям. А как тут ещё напишешь тридцать восемь тестовых вопросов и сочинение за три часа? Можете попробовать — в любом книжном такая развлекательная литература продаётся, обхохочешься, если в этом всём не участвовать!
Неправильно в нашей стране политический режим называется, у нас не «демократия», а «нумократия» — исключительный строй, основывающийся на бесчеловечности и всепродажности.