Это — диагноз
В прошлую пятницу был суд. Судья Новочеркасского суда Ю.А. Кондратьева рассматривала иск зам. мэра В.А. Журавлева к «Новочеркасской неделе» и группе казачьих атаманов. Журавлев считал, что о нем распространили не соответствующие действительности порочащие сведения, но мы сейчас не о них. Хотя…
В общем, в суде речь шла о разжигании межнациональной розни: противники Журавлева утверждали, что на казачьем сходе он обижал казаков и армян, сторонники говорили, что такого не было. Пахло Карабахом, Кондопогой и пожарами Франции.
В процессе я представляла интересы Журавлева по доверенности. Мы слушали ответчиков – казачьих атаманов, подписавших письмо с осуждением действий Журавлева, которых сами не видели, но им про них говорили. Атаманы справедливо гневались, а мне вспоминалось, как когда-то травили Солженицына: «Я его не читал, но ему не место в России!» — кричали на страницах газет до того уважаемые люди. Мне не хотелось, чтобы теряли уважение атаманы, чтобы горожане называли сутяжником Журавлева. Мне не хотелось писать про «Новочеркасскую неделю» (как бы ей не хотелось обратного). Мне постоянно приходило в голову, что этот конфликт не на пользу городу, что в него все больше втягиваются ни в чем не повинные люди. Они не будут разбираться в цитатах и тонкостях, они знают, что там «что-то случилось: или его кто-то ограбил или он – кого-то…».
Словом, в перерыве я предложила сторонам помириться. На следующих условиях: Журавлев отказывается от исковых требований, а обе газеты – «Новочеркасская неделя» и «Частная лавочка» — воздерживаются от комментариев такого решения. Кроме этого две газеты заключат джентльменское соглашение: на определенное время действует мораторий на публикации материалов национальной тематики, могущих быть понятыми кем-то превратно или болезненно. При этом мы готовим совместное обращение, в котором объясняем читателям: мы делаем это в интересах города и горожан, наступаем на горло собственным амбициям и обидам. Мы пишем, что с одинаковым уважением относимся ко всем честным людям, труженикам, живущим в Новочеркасске – независимо от национальности, вероисповедания, взглядов и убеждений.
Мое предложение поддержал атаман Новочеркасского округа А.В. Демченко. К переговорам была готова Т.С. Мовсаева — представитель ООО «Торговый дом «Неделя» («Новочеркасская неделя» не юрлицо, поэтому ответчик ее учредитель – Торговый дом). В общем-то, и с учредителем Торгового дома С.Г. Майстровым диалог начался, хотя его категорически не устраивал термин «мировое соглашение». Но в целом никто не был против! Хотя «неделевцы» заявили, что им нужно посоветоваться «та-а-ам…».
Сошлись на том, что мы с другим представителем В.А. Журавлева – П.М. Парфененко – настоятельно рекомендуем Владиславу Александровичу отказаться от иска. А если кого-то обижает «мировое соглашение», то мы просим дать гарантии «ненападения» письменным договором между газетами.
Опустим подробности – Журавлев согласие дал, сказав нам: «Пробуйте». Оставалось сделать один общий шаг к согласию и примирению.
Но, видимо, «та-а-ам» имели в виду совсем другую дорогу. К иным целям. И добро своим представителям на мир не дали.
Судебный процесс пошел дальше своим чередом. Судья Кондратьева отказала Журавлеву в иске. И – никто не выиграл. И сегодня продолжается драчка, которую даже не назовешь солидно дракой. Не нужная ни казакам, ни армянам, а нужная Мистеру Икс, который на поднявшейся волне грязи запланировал взять город.