Сегодня: 19 апреля 2444, Вторник

Слово – молодым

Здравствуй, уважаемая «Лавочка»!
Я окончила первый курс факультета журналистики Ростовского университета. Сейчас прохожу первую практику.
Ваши материалы пробудили во мне интерес к теме создания и развития гражданского общества. Как было сказано у классика: «Народ думать стал. Это опасно!» Но это именно то, что необходимо: чтобы народ стал думать. Я стала. Многое еще не знаю и, конечно, не претендую на истину. Но хочу осмысленно жить и действовать. А для начала, всем вместе, хотя бы задаться некоторыми вопросами. Ведь все начинается с них.
И я начала готовить цикл заметок, которые дерзну предложить именно Вашей газете, поскольку именно она и пробудила во мне эти мысли.
С огромным уважением,
Аня Мороз.

От «ЧЛ». Мы с радостью всегда предоставляем свои страницы молодым. Особенно – думающим, пытающимся найти ответы на вопросы и свое место в нашем нелегком мире. Заметки Ани «вписываются» в большой круг наших молодежных публикаций. Поэтому мы публикуем их сегодня. Кто хочет откликнуться, поспорить, задуматься вместе с автором? Вперед – за мыслью, словом, пером, бумагой…

ЗАЧЕМ ПОКАЗЫВАЕТ ТЕЛЕВИЗОР?

Какое-то время назад мы всей страной взяли курс на свободные рыночные отношения. Одним из самых известных и успешных коммерческих предприятий стало телевидение.
По определению классика жанра Маркса — главной целью любого бизнеса является прибыль или даже сверхприбыль. Основным товаром ТВ является рекламное время. А цена этого рекламного времени принципиально определяется двумя параметрами: объективным – временем, когда наибольшее число людей могут смотреть телевизор, и субъективным – рейтингом показа.
И подход здесь исключительно технологический. Ведь любая самая умная и хорошая передача будет иметь ограниченную аудиторию – «по интересам». Зато жесткая динамика, присущая негативным явлениям и событиям – цепляет эмоции любого человека. Поэтому ТВ и работает в первую очередь с рефлексами. Вот так добро проигрывает выгоде.
Что же нам сетовать, если мы сами формируем такую ситуацию, предпочитая смотреть на убийства, насилие и катастрофы?
Может быть на то, что больше некому оплачивать социальную, культурную и воспитательную функцию телевидения? Кто же должен это сделать и что делать нам самим?
Ведь так – замкнутый круг какой-то получается.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Окончание школы, выпихнувшее меня вольно или невольно в более самостоятельную жизнь, заставляет тревожиться об этой дальнейшей жизни. Только что все казалось простым и понятным. А тут я обнаружила, что не понимаю много важных вещей. Сильнее всего встревожило меня то, что их не понимает никто из моего взрослого окружения.
Например. Думаю я – что делать после окончания университета, где сейчас учусь. Конечно, очень хочется заниматься чем-то любимым и полезным. Чтобы и самой хорошо было, и людям от меня польза была. И вдруг обнаруживаю, что есть какой-то невероятный перекос. И с ценами на все, и с заработной платой, и с тем, сколько же надо переделать, чтобы хорошую зарплату оправдать. С одной стороны, платят везде издевательски мало. Первая мысль о жадинах — капиталистах, наживающихся на нас. Но потом я стала считать. Это ведь любой школьник может сделать, ничего сложного.
Выходит, что редко когда получается увеличить плату за труд. Для этого надо намного увеличить результат своего труда. Как же это сделать? Ответы очевидны даже для меня, хотя я еще очень мало знаю. Нужно, чтобы было как можно больше профессионалов. На любом месте – от директора до чернорабочего. И чтобы эти профессионалы имели передовые технологии. А для передовых технологий нужно, чтобы в обороте были деньги, чтобы деньги эти были у людей, тогда им будет чем платить за производимые товары и услуги, а у производителей появятся деньги, чтобы покупать технологии. Тогда будет соответствующий результат — по количеству сделанного, а отсюда – хорошая плата за этот самый труд. И самое сложное, чтобы все хорошо работало — нужно, чтобы так было везде, во всех сферах жизни. Для равновесия. Потому что равновесие — главный закон нормального существования всего на свете.
Но где же взять этих профессионалов? И еще: куда-то люди хотят идти работать, а куда-то не хотят. Стимула нет. Вот и нет равновесия. Но нам говорят, что нельзя платить больше – будет инфляция, цены взлетят, когда денег больше, чем всяких товаров. А больше всяких товаров нет, потому что… смотри выше.
Это я поняла, кажется, поняла правильно. А что делается для того, чтобы это наладить – не понимаю.
Ведь замкнутый круг какой-то получается.

ЗАКОН И ПОРЯДОК

С кем ни поговоришь – все хотят, чтобы был порядок. Да не просто порядок, а чтобы четко так и даже сурово закон исполнялся. А посмотришь – мало кто соблюдает правила и законы. Очень интересно. И очень непонятно. Поначалу. А стоит даже немного поразмышлять, и получается простая вещь. Правила и законы у нас не хотят соблюдать по двум основным причинам: у нас много дурацких правил и эти правила не для всех. И даже менталитет уже такой выработался: нарушает правила – крутой, соблюдает – лох.
Мы хотим жить в правовом государстве, но где же его взять? Оно не появится само собой.
Опять какой-то замкнутый круг получается.

КОНВЕРТИРУЕМЫЙ КРЕПКИЙ РУБЛЬ

Часто доводилось читать в различных газетах и слышать по телевидению о том — как это нужно и важно – иметь именно такой: конвертируемый и крепкий рубль. Знаю, что много разных программ предлагалось, чтобы сделать его таким. Знаю – какой трагедией для многих людей обернулось падение курса рубля в 1998 г. Я ничего не понимаю в экономике, но не могу не думать о таких жизненно важных вопросах. Ведь считаю, что принадлежу к той части молодежи, которой небезразлично будущее МОЕЙ страны.
Да, я не знаю экономики, но у меня есть здравый смысл, который говорит следующее. Если представить себе рубль как товар на рынке, причем рынке – международном, ведь мы говорим о его конвертируемости, то, что нужно сделать, что бы его покупали? Ответ мне показался очевидным. Рубль на финансовом рынке будут покупать, как и любой другой товар, только если он будет нужен. Очень нужен, значит брать его будут больше. Не очень нужен — брать его будут мало, и стоить он будет дешево. А зачем может быть нужен наш рубль, как не затем, чтобы что-то на него покупать? Ведь рубль – это же деньги, которые для того и делают, чтобы на них что-нибудь покупать! Значит, мы должны продавать свои, российские товары за рубли. Нефть, газ, металлы, дерево… Все, что продаем, продавать за рубли. Только в этом случае на эти рубли появится спрос на рынке. И курс, т.е. цена рубля, станет естественной, а не придуманной непонятно как. А пока мы продаем свои товары за американские рубли и, тем самым, поддерживаем конвертируемость и силу чужих денег, загоняя свои в замкнутый круг вынужденного и, в общем-то искусственного, внутреннего оборота.

ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ

Сознание и быт обывателя до сих пор тревожат финансовые пирамиды. Уж сколько о них говорено, показано и писано. А все стремится народ кому-нибудь свои деньги отдать. Кризис заставил и меня присмотреться к тому как двигаются деньги. Понятно, что основной интерес в этом вызывают банки. И тут заметила я одну «вещь», которая в сопоставлении этих двух тем встревожила меня весьма сильно. Ведь все время пишут о том, что деньги в оборот страны выпускаются отягощенные кредитной процентной ставкой центрального банка. Вы понимаете – ВСЕ деньги! Делать деньги и выпускать их в оборот – такое право имеет только Государство. И вот, эти деньги, в полном объеме, Государство дает нам в пользование на тех условиях, что мы должны отдать их и еще чуть-чуть, и даже не так уж и чуть-чуть. Но откуда же возьмется это «чуть-чуть», чтобы покрыть кредитную ставку? Ведь этой дополнительной массе денег неоткуда появиться! И нарастает ком задолженностей, которые невозможно погасить в принципе. Создается замкнутый круг невыполнимых обязательств для гарантированного управления финансами и собственностью ограниченным кругом лиц. А мы говорим – демократия… кризис…