Сегодня:

О том, что такое наркомания, казалось бы, все сказано уже давно. И о том, как происходит привыкание, что такое ломка, чем наркомания грозит здоровью человека. Но, тем не менее, сколько бы информации «в тему» не окружало нас, ряды наркоманов пополняются постоянно. Причем, как говорят специалисты, количество зависимых растет прямо-таки в геометрической прогрессии. О том, какие особенности отличают «наркоманию по-новочеркасски» корреспонденту «В» рассказал врач психиатр-нарколог Михаил Мирземетов.
– Михаил Абдулович, расскажите, пожалуйста, какие виды наркотиков чаще всего принимают жители нашего города.
– Естественно, это марихуана, анаша, наркотики опиумного ряда. Сейчас очень много стало пациентов, «сидящих» на разного рода галлюциногенах, типа ЛСД. Скажем, у меня сейчас лежит больная, у которой на фоне приема галлюциногенов развилась шизофрения. Родственники обратились ко мне после того, как заметили неадекватное поведение девушки. При госпитализации стало понятно – «дебют» шизофренических проявлений случился именно на фоне приема наркотиков. А началось все с банального знакомства в баре. К девушке подсел привлекательный молодой человек, предложил выпить коктейль под названием «Оргазм». Больше девушка ничего не помнит…
Понятно, что в напиток добавили психостимулятор. Препарат, который мы обнаружили в организме девушки при лабораторном исследовании, вызывает обширные галлюцинации. Но самое главное, он может оказывать непоправимое воздействие на психику пациента. Особенно, если его примет человек с неустойчивой, ранимой психикой. У таких пациентов препараты затрагивают глубинные участки коры головного мозга. Влияние на психику может быть очень серьезным и необратимым.
– Появляются ли в обороте новые синтетические наркотики или новочеркасцам достаточно ЛСД?
– Наркоиндустрия постоянно развивается. И, естественно, к нам тоже попадают «новинки». Сейчас, к примеру, в обороте появилась так называемая «голубая соль» — очень сильный синтетический наркопрепарат, который может вызвать зависимость буквально с первого применения. Существует целый ряд галлюциногенов, которые не оказывают большого влияния на сознание наркомана, и поэтому считаются «легкими». Но, тем не менее, эти наркотики оказывают тяжелейшее воздействие на психику, буквально «убивают» ее за короткое время. Схожий эффект оказывают и курительные смеси, не входящие в официальный список прекурсоров наркотических средств. Но, несмотря на кажущуюся легкость, эти смеси на самом деле могут спровоцировать развитие шизофрении. Даже если до такой крайности не дойдет, организм наркомана все равно придет в состояние крайнего истощения, будет состояние тяжелейшей депрессии, возможны суицидальные мысли.
– Какие заболевания чаще всего сопутствуют наркомании?
– Я считаю, что ВИЧ напрасно считают «чумой двадцатого века». Но, по сравнению с наркотизацией, даже ВИЧ не представляет из себя ничего страшного! Наркоманы почти все являются носителями гепатитов, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, различных венерических болезней. Про менее серьезные заболевания я и говорить не буду. Большинство моих пациентов, люди, в общем-то, находящиеся в активном возрасте, умирают, не доживая до 45 лет. А в последнее время тем более. В связи с дороговизной более или менее «чистых» наркотиков, многие новочеркасцы перешли на дезоморфин – вещество, которое можно кустарным способом приготовить из обезболивающих таблеток и ряда химических веществ. Этот наркотик дешев, но в буквальном смысле убивает наркомана за несколько лет. Дело в том, что этот «коктейль» оказывает кратковременное действие. В состоянии опьянения наркоман находится час-полтора от силы. И для того, чтобы не впасть в состояние комы, человеку нужно очень часто вводить в вену приготовленный раствор. Иногда, не имея времени на изготовление наркотика, наркоманы принимают сами таблетки, на основе которых он готовится. Известны случаи, когда человек за сутки «съедал» от 60 до 100 таблеток!
– Распространены ли в наше время «альтернативные» виды наркомании, к примеру, токсикомания?
– Да, несмотря на технический прогресс и развитие наркотической индустрии, токсикоманов по-прежнему хватает. Зачастую, токсикоманы – это те, кто начал «нюхать» в юности и так и не смог завязать. Взрослые люди редко начинают именно с вдыхания паров бензина, краски, лаков, клея. Буквально на днях ко мне поступил пациент с 17-летним стажем токсикомании. Он нюхает бензин. На приеме признался мне, что за сутки может «вынюхать» трехлитровую банку бензина. Я сначала не поверил, ведь кажется, что даже если дышать им постоянно, такое большое количество жидкости так быстро не испарится. Знаете, как тот токсикоман развеял мои сомнения? Он сказал: «Доктор, а я его подогреваю и взбалтываю».
Кроме того, очень часто уже находясь в состоянии зависимости, люди начинают злоупотреблять алкоголем. Они пытаются при помощи спиртного если не полностью снять мучительный абстинентный синдром, то хотя бы облегчить его и уменьшить дозу наркотика. Алкоголь никогда не даст того состояния опьянения, которое наркоман привык получать от опиатов. Поэтому они пьют в огромных количествах, от состояния коматоза до отключения сознания. И в таком состоянии поступают к нам.
– Возможно ли излечение таких пациентов?
– Теоретически, да. В условиях клиники мы можем снять ломку, очистить организм и помочь человеку чувствовать себя более или менее комфортно без стимуляции наркотиками. Но проблема в том, что эти люди психологически зависят от «дозы». Возвращаясь к обычной жизни, они не могут справляться с проблемами и трудностями без помощи наркотиков. И быстро срываются. Таким людям нужна комплексная реабилитация, постоянный контроль, а в идеале – трудоустройство и социальная помощь. Сами понимаете, только что вышедший из больницы наркоман не имеет ничего – ни работы, ни связей. И они, поступая к нам, все это прекрасно понимают. Большинство моих пациентов используют лечение в наркологическом стационаре не как способ избавиться от зависимости, а как возможность снизить свою дозу. Врачи уже привыкли к тому, что у нас самая настоящая «текучка» — одни и те же пациенты поступают к нам с завидной регулярностью.
row['name']