Сегодня:

«Ну кто его посадит?
Он же памятник!»

Помните это, ставшее популярным, выражение героя из любимого всеми кинофильма? Вот и я о том же. До недавнего времени в столице донского казачества Новочеркасске было два главных и (подчеркну) равноценных памятника, с достоинством стоявших на пьедесталах: Ермаку и основателю города атаману Платову. Местное население ими гордилось, заезжие гости любовались и завидовали – ведь нигде в мире нет таких более. А за последние несколько лет с легкой руки, чтоб не сказать, головы прежнего градоначальства, столько псевдопамятных поделок из бронзы и гранита налепили, что просто оторопь берет. Уж их и посадили (смотри «атамашку на коняшке» и да простит меня светлая память Матвея Ивановича), и расчленили (кладбищенского типа бюст Деволану тому пример), и на колени поставили (две космато-корявые фигуры неведомо кому на Кругу. Надпись на табличке, сопровождающей тот «шедевр» уверяет, что это представители казачества). О сомнительных достоинствах данной, с позволения сказать, скульптурной группы говорить не буду, пусть это останется на совести автора, да и сказано о сем предмете уже довольно. А вот то, что этих белых казаков коленопреклонили в трех метрах перед вознесшимся ввысь монументом красным комиссарам Подтелкову и Кривошлыкову, это, братцы, ну ни в какие ворота. Ведь по идее, за этот вредный со всех политических и эстетических позиций ляп несут ответственность все персоны, пофамильно перечисленные на памятной дощечке позлащенными буквами. Ну да кто с них спросит? И они теперь сподобились, подсели на памятник.
А еще, как вы помните, за собором у нас имеется воздвигнутый к дате незабвенный монумент, посвященный примирению и согласию. Кого с кем? Да все тех же красных с белыми. Дела, мол, давние, пора забыть обиды и ненависть, ожесточение и реки крови, когда брат на брата и сын на отца… Идея-то, конечно, не нова и, может, не лишена здравого смысла. Но исполнение… Примиряемся мы как-то странно. Изначально атрибуты, символизирующие обе противоборствующие стороны, были разложены по отдельности. Богу, де, Богово, а кесарю – кесарево. Белоказакам – шашку, башлык и фуражку с кокардой, красным казачкам – буденовку да винтовку. Для прочности, чтоб не перепутали и не побратались, чего доброго, разделили их гранитным помостом, по которому идет кадет с цветами в руке. И кому он их возложит – еще вопрос, белые – налево, красные – направо. А чтобы мальчуган не ошибся, ежегодно и живые цветы тут высаживают в строгом соответствии с цветовой гаммой: белым – белоснежные петуньи, красным, соответственно, цвета кумача. Нет, чтобы разноцветье устроить, сообразить – ведь примиряемся ж все таки, господа казаки.
А тут днями иду мимо, глядь, на стороне белых фуражка с башлыком лежат, ножны на месте, а сабля из них – тю-тю. Разоружили, однако, белоказачество в белом некогда Новочеркасске. И уж в который раз. Так вот и допримирялись.
А не пора ли вообще убрать с наших улиц и площадей весь этот скульптурный ширпотреб – от соблазна формирования дурного вкуса у народонаселения? Скажете, денег, уже истраченных на их создание жаль? Более насущные нужды допекают? Кто бы сомневался, не без этого. Но все же пора, давно пора власть употребить, настоящую, красную или, чтоб не так уж в лоб, мудрую и дальновидную, для которой важно, чтобы юные поколения новочеркасцев видели примеры подлинной красоты и памяти, а не одетые в гранит и мрамор дешевки-новоделы.