Последнее социалистическое поколение вместе с «Наутилусом» спело культовую песню: «Прощай, Америка, о-о-о, где я не был никогда, прощай навсегда, возьми банджо, сыграй мне на прощанье…»
В 90-е годы прошлого века родилось немного детей. Зато они стали первыми, для которых Америка оказалась страной, где люди живут не хорошо и не плохо, а просто по-другому. И расположенной гораздо ближе, чем думали мы.
Но и в Америке живут чудики, которые мечтают о России: учат русский язык, читают русскую литературу, собирают у себя дома русскую библиотеку.
Директор «Перкинс Элементари Скул» Эрнандо Фернандес, приехав со своими учениками в новочеркасскую школу-побратим из Сан-Диего (Калифорния), рассказал о своем замысле поработать здесь хотя бы год, и чтобы его собственные дети приехали с ним. Его не останавливает даже микроскопическая, по сравнению с американской, преподавательская зарплата. Американские коллеги получают раз в 20-30 больше, может быть, поэтому 40 процентов школьных учителей – мужчины. В Сан-Диего на встрече директоров школ одна треть руководителей были женщины, остальные – сильный пол. Образование считается очень даже мужским делом, и это прекрасно.
В ноябре 2009 года шестеро учеников и два учителя из школы № 1 и трое ребят из школы № 14 Новочеркасска гостили десять дней в Сан-Диего, а в апреле 2010 года (об этом уже писала наша газета) семь школьников и три учителя «Перкинс Элементари Скул» из Сан-Диего неделю прожили в Новочеркасске. Эти школы, наши и американская, участвуют в международных проектах «Как тесен мир!» и «Экология 21 века». Путешественники оплачивали оформление документов, визы и транспортные расходы. Гостеприимные хозяева по обе стороны океана взяли на себя проживание и питание: гостей с удовольствием «разбирали по домам», и они жили в семьях. Встречам предшествовали переписка и знакомство. Расставание было со слезами, со словами: «Вы стали частью нашей семьи…»
В качестве корреспондента я встретилась с новочеркасскими школьниками: осенью они побывали в Сан-Диего, а в апреле принимали у себя американских сверстников из штата Калифорния, которым управляет (!) Арнольд Шварценеггер.
В беседе участвовали Анна Костюкова, Ангелина Шевченко, Виталий Борисов из школы № 14, Настя Ордина, Федор Кочкин, Евгений Кисляков, Никита Семиляков, Настя Донцова, Лиза Шимченко из школы № 1 и кураторы программы обмена школьниками между школами-побратимами заместитель директора школы № 1, преподаватель английского языка Инна Николаевна Терещенко и руководитель экологического клуба Людмила Борисовна Дубовская.
— Вы хотя бы помечтать успели об Америке?
Никита:
— Она мне даже снилась. Приснилось, что ездил с одноклассниками: жили в отеле на пляже и развлекались.
Ангелина:
— А я не думала, что попаду в Америку, тем более, что так скоро. И когда мне позвонила учительница, не поверила. Только когда мама подтвердила, я поняла, что это правда.
— Ну и какие впечатления от американцев?
Ангелина:
— Коренным образом изменилось восприятие: люди не лучше и не хуже, они просто другие.
Женя:
— Люди очень добрые, в семьях принимали нас как своих сыновей…
Федор:
— У нас люди сурово смотрят друг на друга, а они же всегда улыбаются, даже если плохое настроение, и говорят: «Привет, как дела?»
— А как вы думаете, почему?
Настя:
— Это заложено глубоко в менталитете народа, потому что перемешалось много национальностей в Новом Свете. Такова история становления общества: без дружелюбия и доброжелательности невозможно было выжить.
— Да, как нам известно из классических вестернов, за одно неосторожное слово в салуне можно было получить пулю в лоб.
Ангелина:
— Существует стереотип, что американцы ничего не готовят дома, а питаются фаст-фудом. Но это зависит от обычаев семьи. Я жила в семье, в которой готовили домашнюю еду, а глава семьи, с русскими корнями, даже варил борщ.
Настя:
— Было удивительно, что они не снимают обувь в домах. Но это потому, что очень чисто на улицах. С утра они пакуют мусор для вывоза: пищевые отходы – отдельно, пластик – отдельно, жестянки – отдельно. Если перепутают, у них просто этот пакет не заберут, а за оставленный мусор придется заплатить штраф.
Ангелина:
— Это страна законов, страна правил. У них сказано «не делай этого», они и не делают. Этим сильно отличаются от нас.
— Почему же они такие законопослушные?
Федор:
— Наверное, опять же «из-за вестернов»…
Общая беседа:
Наш мальчик спросил, почему они не выбрасывают мусор там, где стоят, как это делается у нас. Ему ответили: «Не знаем, у нас так не принято». Есть четкие правила, которые соблюдаются, и получается результат – тот, что есть.
Если нарушают правила дорожного движения, им вручают «тикет»: можно оплатить штраф, а можно отработать на благоустройстве дорог, независимо от статуса, мэр ты или звезда шоу-бизнеса.
Чтобы выйти из класса на уроке, требуется разрешение — карточка. В классе можно встать, пройти, вернуться на место, выпить воды. Но списывать считается криминалом. Этот ученик не получит зачет по предмету. С учителем не пререкаются: уважительное отношение, вежливое обращение. Нашим детям приходилось самим давать уроки, они это испытали на себе. Учили русские слова, пели песни, радовались и восхищались.
Настя:
— Я вела урок русского языка у детей, учительницей которых была моя «хост-мама» (принимающая мама): я учила различать цвета, а моя сестра Лиза – считать до 10.
— Реализовали ли цели, которые намечали?
Никита:
— Мы хотели рассказать о себе. Для американцев важно было узнать о России из первых уст, от чистого сердца. Мы как послы целой страны: какие мы – такие и все русские.
Общая беседа:
У них в школе благодаря директору Эрнандесу есть русский клуб, в котором было всего полтора десятка человек, а после нашего приезда клуб переполнился, и не только детьми, но и взрослыми. Дети – это индикаторы, они-то загораются мгновенно, а вот взрослых бывает переубедить нелегко.
Готовясь к приему гостей, они стараются показать реальную жизнь, далекую от показухи («дог энд пони шоу»).
Празднуют День секретаря и дарят школьному секретарю цветы и подарки.
Уважительно относятся к труду людей всех профессий, например, ценят труд уборщиц: никто не бросит бумажку. К этому их приучают с пяти лет – с момента поступления в школу.
Американское общество толерантно: любой человек с ограниченными возможностями не ощущает неудобств. В одной школе могут учиться обычные дети и дети с ограниченными возможностями: школа – это жизнь, здесь все должно быть так же, как и за ее порогом. Американцы считают, что если такой ребенок видит вокруг себя здоровых детей, у него повышается самооценка. Но если в нормальных классах по 25 человек, в специальных – по 12, три педагога и свои программы, цель которых — помочь человеку адаптироваться в жизни.
Аня:
— Мы побывали в «школе 21-го века», где другая система образования, совсем нет книг, только ноутбуки, а все учебные программы введены в компьютер. Все участники учебного процесса — и ученики, и учителя — равные, взрослые.
Настя:
— Моя «хост-сестра» учится в школе, где есть кабинет музыки со всеми инструментами и кабинет живописи с самыми новейшими изобразительными технологиями, где ученики могут осуществлять все свои фантазии в области искусства. Материальная база очень сильная, столько средств вкладывается в образование! Есть внеклассные занятия: моя «хост-сестра» выбрала для изучения китайский язык. И не только она. Мы спросили, почему. Нам сказали: «Это развивающаяся страна, с ней важно поддерживать отношения, китайцы распространились по всему миру…»
Общая беседа:
Это Шварценеггер изъял учебники и заменил их на электронные, чтобы меньше вырубали лесов для производства бумаги. Он также разрешил, если пустой перекресток, проезжать на «красный свет». Из таких же необычных решений – регистрация однополых браков. Сегодня трудно предположить, прав ли губернатор Калифорнии в своих нововведениях. Прав Брэдбери, который сказал: «Не все эксперименты успешны».
— Что произвело самое сильное впечатление?
Общая беседа:
Диснейленд. Это огромный город-праздник, расположенный на 10 гектарах земли, весь в цветах и экзотических деревьях. Ведь Калифорния – на границе с Мексикой, и там растительность субтропическая.
Зоопарк. Нереально огромная территория — 40 гектаров. Звери гуляют на воле, кроме опасных. Природа шикарная – пальмы, лианы, кактусы. Можно гулять по газонам и лужайкам, сидеть и лежать.
Честность. Люди теряют вещи, а перед закрытием Диснейленда служащие находят практически все и выносят в бюро находок. Мы обронили ключи от машины, и очень переживали, ожидая закрытия города-сказки, а их нашли – такие маленькие на территории, сопоставимой с площадью Новочеркасска.
Растения. У нас они живут в комнате, у них растут просто на улице. Цветы нельзя обрывать. Даже если они просто лежат на земле, нельзя подбирать: штраф. Везде камеры наблюдения.
— Вам не страшно было оказаться на краю огромного мира так далеко от дома?
Ангелина:
— Наоборот, показалось, что мир очень маленький. Всего за сутки мы оказались в другой части света.
— Скучали по родителям?
Аня:
— Некогда было скучать, и принимали нас как своих, мы не чувствовали себя обделенными в быту.
— Вашего английского хватало?
Женя:
— Помогали мимика и жесты.
— Ну, а чем запомнилась Россия американским детям?
Общая беседа:
Незабываемо неформальное общение со сверстниками на английском языке, и закат на берегу Дона, и теплый прием в семьях, и слезы тоски и благодарности при расставании. А еще все едины были в желании вернуться в школьный мир на улицу Московскую, 13, в Новочеркасск.
«Принимающие родители» потрясли своим хлебосольством. Хотелось показать все разнообразие нашей кухни. И все гости ели, и все им нравилось — и борщ, и вареники, и пельмени, и шашлык, и жареную картошку, и оладьи, и блины с икрой. И пили чай из самовара.
— А вы хотели бы жить в Америке?
Никита:
— Все равно у нас лучше. Все родное. Не смогу променять.
Общая беседа:
У них специфический юмор. Мы шутим, все смеются, а им не смешно. Но у них мы учились терпимости и доброжелательности. Они всегда и всем говорят «спасибо». Но кто-то сказал: «Спасибо всегда – не всегда спасибо».
Аня:
— О чем мы переживаем, для них совсем неважно. Они не путают отдых и работу. Стиль одежды – комфортный. Обувь – только удобная. Ни одну девочку мы не видели в обуви на высоком каблуке. Не очень женственно, но им это неважно — главное, чтобы было комфортно и удобно.
— Как вы думаете, почему?
Общая беседа:
С детства ребенка уважают как личность и прививают ему уважение к себе. С маленькими детьми разговаривают, присаживаясь на корточки, чтобы лица и глаза взрослого и ребенка были на одном уровне. В классе за хороший ответ гладят по голове. И постоянно хвалят: «Какой молодец!» Каждый день говорят детям комплименты. Мы даже удивлялись, за что. Нам объяснили, что у всех разные возможности и способности. Кто-то сочинил сказку, кто-то выучил азбуку. Каждый, когда вырастет, будет заниматься своим делом. Поэтому надо поощрять чувство собственного достоинства, это главное в личности и в обществе.
— А девочки где красивее?
Федор:
— На вкус и цвет товарища нет. Но русские лучше.
Никита:
— Те ребята, что приезжали в гости, теперь хотят жениться на русских.
Общая беседа:
Американцы любят готовить на открытом огне. Напитки подают с огромным количеством льда и очень много пьют воды – или из-за жаркого климата, или просто здоровая привычка. А на День благодарения нам устроили настоящий американский праздник с индейкой и пирогом из кукурузной муки.
Нас принимали сдержанно. Но после ответного визита в Россию написали, что «принимающие родители» теперь серьезно готовятся: они даже предположить не могли, что в России так встречают гостей.