Сегодня: 2 ноября 3519, Воскресенье

Этот случай произошел некоторое время назад в нашем городе. Один из покупателей приобрёл упаковку кассет для бритвенного станка одной известной фирмы. Приобрёл не на рынке, а во вполне респектабельном магазине. Отдал за покупку 358 рублей, но когда дома вскрыл (при свидетелях) упаковку, то обнаружил там не бритвенные кассеты, а … мелкие камешки, насыпанные туда, видимо, для веса.
Изумление покупателя быстро сменилось справедливым возмущением, и он поспешил в магазин. Там ему не поверили: «Откуда мы знаем, может, это вы кассеты вынули, и сами камней в упаковку насыпали, а теперь мы вам должны возвращать деньги? С чего бы это?» Покупатель такого поворота не ожидал, думал, перед ним извинятся, деньги вернут, а здесь его ещё обвинили в непорядочности. Немного остынув, он обратился в Управление торговли, а затем к юристу, который посоветовал решить дело в суде. В исковом заявлении было выставлено требование взыскать с продавца стоимость товара (358 р.), пеню (200 р.), моральный вред (500 р.) и услуги представителя (адвоката) (1000 р.). В итоге суд удовлетворил требование истца в сумме, многократно превысившей стоимость спорного товара.
Эту историю поведал мне руководитель Общественной приёмной по вопросам защиты прав потребителей адвокат Евгений Мирошниченко. По словам Евгения Анатольевича, далеко не все люди, чьи права были нарушены, решают обратиться в судебные инстанции.
— Люди опасаются проволочек, дополнительных расходов и других, материальных и моральных, издержек, — сказал Е.А. Мирошниченко, — и делают это напрасно. Часть людей с опаской относятся к суду как таковому, хотя особых сложностей дела о защите прав потребителей, как правило, не представляют. Если дело правое, то следует смело обращаться в суд и добиваться справедливости. Интересно, что по вопросам услуг жилищно-коммунального хозяйства люди в суд обращаются более охотно, видимо, не усматривая иного варианта решения конфликта. В последнее время я составил несколько исков по обязанию управляющих компаний предоставить услуги надлежащего качества по водоснабжению, ремонту, теплоснабжению.
Алгоритм обращения в суд на самом деле не сложен. Прежде всего, следует соблюсти досудебный порядок направления продавцу или организации, оказывающей услуги, претензии, в которой излагаются те или иные требования. Претензия вручается лично под роспись или отсылается по почте заказным письмом с уведомлением на адрес ответчика. Ответа следует ожидать от 7 до 20 дней. Отсутствие ответа можно считать отказом и обращаться в суд.
— Здесь следует заметить, что если требования истца сомнительны либо незаконны, то он сам может оказаться в неприятном положении, — заметил Евгений Анатольевич, — если иск был необоснован и суд проигран, то ответчик имеет право взыскать с истца стоимость услуг представителя (адвоката). Поэтому я настоятельно рекомендовал бы гражданам вначале обратиться к специалистам, которые смогут правильно их сориентировать.
Если дело имеет судебную перспективу, тогда можно составлять исковое заявление, в котором должны быть четко изложены суть вопроса и предъявляемые требования. Они примерно таковы: расторжение договора купли-продажи; возврат стоимости товара; взыскание пени за неудовлетворение требования потребителя в размере 1% от стоимости товара; взыскание морального вреда; штраф в пользу государства. Кстати, штраф в пользу государства в размере 50% от суммы иска накладывается судом на неправого ответчика автоматически. Помимо этого можно требовать возмещения расходов, которые понёс потребитель в результате приобретения некачественного товара, на транспортные услуги, на экспертизу и т.д. Если истец пользовался услугами представителя своих интересов в суде (адвоката), то эти затраты можно тоже включить в исковое заявление. Истец от госпошлины освобождается, но её оплачивает ответчик. В результате от небольшой стоимости спорного товара взысканная с ответчика сумма может вырасти до весьма значительных размеров.
Вместе с составленным иском потребитель получает подробные инструкции, куда ему его следует сдать и как вести себя в судебном заседании. Иски до 50 тысяч рублей рассматриваются в мировом суде, свыше — в городском (федеральном) суде. Иски об обязании кого-то к чему-то имеют только федеральную подсудность.
— В рамках работы нашей общественной приёмной претензии и исковые заявления мы составляем бесплатно и бесплатно даём консультации, — говорит Евгений Мирошниченко, — кстати, за время работы приёмной, с 16-го ноября 2009 года, за различными консультациями к нам обратились около 180 граждан. Подавляющее число обращений касалось некачественных товаров. За это время урегулировано более 70 конф-ликтных ситуаций. Примерно сорока гражданам было предложено обратиться в суд, составлено 25 исковых заявлений. Напомню, что время работы нашей приёмной — с 9 до 13 часов, во вторник и четверг, работаем мы по адресу: Московская, 20, наш телефон 24-90-06.