Сегодня: 19 апреля 3874, Воскресенье

Любой солидный музей подобен айсбергу. В том смысле, что в постоянной экспозиции представлена, как правило, лишь небольшая часть его собрания. Большая часть раритетов хранится в фондах. И эта недоступная для публики часть коллекций музея в разы превышает ту, что могут видеть его посетители. Сегодня для тех, кто интересуется историей, культурой, искусством, изучает религию, есть великолепная возможность пополнить свои знания. В Атаманском дворце развернута новая выставка «Образы и символы православной веры».
Автору этих строк посчастливилось не просто осмотреть её, но и послушать пояснения автора временной экспозиции — заведующей Атаманским дворцом Светланы Чибисовой. На выставке представлено около 150 экспонатов. Большая их часть – это, как пояснила Светлана Павловна, предметы «личного благочестия», предметы культа, которыми пользовались не в храмах, а в быту — кресты различных форм, складни, иконы. Почти все они выполнены в технике медного литья. Временной охват коллекции — 800 лет, с XII по XX век. По словам
С.П. Чибисовой, все представленные предметы попали в фонды музея в разное время. Это либо находки археологов, либо дар музею тех или иных людей.
Основу выставки составляют кресты. Кресты младенческие, детские, средние, крупные, казацкие (как их называли изготовители), цареградские. Есть среди них и такие, которые имеют очень большую ценность. Они ценны не материалом, а своей редкостью и историей. Каждый предмет этой выставки изучен, описан, классифицирован. Его тайну раскрыли научные сотрудники музея, и сегодня они готовы поделиться информацией с любым посетителем выставки.
Особый интерес вызывают нагрудные кресты-мощевики или энколпионы. Это, по сути, миниатюрные ковчеги, шкатулки в форме креста. По свидетельству историков, они были популярны в XII — XIII веках. В таком кресте хранились частицы освящённой просфоры или мощей святого, и он служил оберегом для человека, который его носил. На лицевой стороне энколпиона обычно изображается распятие, на оборотной — Божья Матерь или святые. В коллекции музея есть мощевик, на котором вместо распятия изображены русские святые князья Борис и Глеб. Это считается очень большой редкостью.
В одной из витрин — кресты большого размера, так называемые киотные или напрестольные, которые использовались для домашней молитвы. Среди них — резной позолоченный крест, принадлежавший семье прославленного героя Дона Якова Бакланова. Отец Бакланова благословил шестнадцатилетнего Якова этим крестом, когда тот в 1825 году отправлялся на службу в казачий полк. В Донской музей реликвию предали потомки генерала Я.П. Бакланова в 1908 году, через наказного атамана Фёдора Таубе.
В двух вертикальных витринах можно видеть предметы богослужебного культа, часть которых заимствована из музея Свято-Михаило-Архангельского храма. Помимо всего прочего, там показана и хоругвь, сшитая из боевого знамени одного из казачьих отрядов времён Гражданской войны. Как пояснила Светлана Павловна, превращение знамени в хоругвь было традицией, а из трофейных вражеских знамен делали покров на аналой — тумбу под икону, находящуюся перед алтарём.
Интересным дополнением к выставке предметов домашнего поклонения служат рисунки церквей Донской епархии, выполненные в 1829 году сотрудниками войсковой чертежной мастерской по указу Святейшего Синода. Некоторые их этих храмов сохранились и поныне, а от некоторых остались лишь изображения.
Осмотреть новую выставку можно быстро. Но если вдуматься в историю каждой реликвии, представленной на ней, если послушать пояснения сотрудников музея, то открывается очень много интересного, нового, ранее не известного.
И последнее. Предметы, представленные на этой выставке, в следующий раз могут «встретиться» с посетителями музея лишь через несколько десятилетий, а то и через полвека, когда их снова извлекут из фондов для создания какой-то выставки. Поэтому на встречу с реликвиями стоит поспешить.
row['name']